Navigation bar
  Print document Start Previous page
 126 of 166 
Next page End  

Рис. 8: Обретение души младенцем в материн-
ской утробе. Рисунок из рукописи «Познай
пути» (Scivias) Хильдегарды из Бингена, XII в.
Этот высший мир имеет примечательную четырехуголь-
ную форму; он разделен на три части, соответствующие
ипостасям Троицы, но средняя полоса, вместо того, чтобы
быть равной двум другим, отличается от них. Она содер-
жит тела округлой формы, тогда как для двух других полос
характерен мотив глаз. Таким образом, как и в случае ко-
лес Иезекииля, округлые формы ассоциируются с глазами.
Как отмечено в тексте св. Хильдегарды, сверкание «бес-
численных глаз» (в действительности в каждой из зон их
насчитывается по 24) обозначает «Божье знание» или зре-
ние — по аналогии с семью «очами Господа», которые
«объемлют взором всю землю» (Захария, 4, 10).
В противоположность «глазам» округлые формы обозна-
чают деяния Божьи, такие, например, как нисхождение на
Землю Сына в качестве Спасителя (с. 127). Хильдегарда
добавляет: «Все доброе, равно как и все дурное известно
Богу, ибо Его знание никогда не затмевается». Поскольку
душа и дух человека представляют собой «огненный шар»
(с. 120, 126, 130, 133), можно думать, что и душа Христа
также имеет форму шара; Хильдегарда толкует свое виде-
ние как относящееся не столько к становлению отпрыска
рода человеческого вообще, сколько именно к Христу и
Богородице (с. 127). Разделенный на три части квадрат
репрезентирует дух, воспринимаемый ребенком (с. 129).
Творящее начало Святого Духа объединяет Божество с ма-
терией — это со всей очевидностью следует из Священного
Предания. Округлости явно представляют собой связую-
щие формы между духом и материей, подготовительную
стадию развития тел, одушевленных жизнью. В большом
количестве (30) они заполняют срединную полосу. Каким
бы случайным ни казалось число тридцать, в действитель-
ности оно указывает на Луну, властительницу веществен-
ного мира, тогда как число двадцать четыре — число часов
в сутках — соотносится с Солнцем, первым из светил. Воз-
никает намек на мотив соединения (conjunctio) Солнца и
Луны. Здесь мы сталкиваемся с одним из многочисленных
случаев бессознательной  предрасположенности,  которая
Hosted by uCoz