Navigation bar
  Print document Start Previous page
 127 of 166 
Next page End  

впоследствии найдет свое проявление в дефиниции Бога,
выдвинутой Николаем Кузанским¹: Бог — это соединение
противоположностей (complexio
oppositorum), последнее
же в своем истинном смысле не может существовать иначе,
как в Боге.
В рассматриваемой миниатюре шары окрашены в огнен-
ный цвет и представляют собой нечто вроде «духовных мо-
лок», огненного семени, из которого рождаются человече-
ские существа. Подобное сравнение кажется оправданным
в свете того, что алхимики сравнивают «округлости»
(rotunda) с рыбьими глазами (oculi
piscium). Рыбьи глаза,
подобно очам Бога, всегда открыты. Они синонимичны «ис-
крам» (scintillae), в свою очередь представляющим собой
«сверкание души». Не исключено, что эти алхимические
представления повлияли на Хильдегарду через посредство
атомистической теории Демокрита («Дух заключен в ато-
мах» —
Spiritus insertus atomis²). Аналогичным воздейст-
вием, возможно, обусловлена и квадратная форма, в кото-
рую облечен Святой Дух.
В алхимии квадрат, имеющий четыре угла, символизи-
рует целостность и Землю, тогда как дух выражается фор-
мой круга. Земля — женское начало, а дух — мужское.
Квадрат как символ духовного мира необычен, но его по-
явление в этой функции становится понятным с учетом
принадлежности Хильдегарды к женскому полу. Эта же
примечательная символика отражается в знаменитой про-
блеме квадратуры круга; последняя также представляет
собой conjunctio oppositorum. В алхимии «квадратность»
приписывается единой субстанции — философской ртути
(Mercurius Philosophorum sive quadratus); последняя ха-
рактеризует хтоническую, земную природу ртути как ме-
талла, но также ее духовную сущность (spirit
us
mercurialis), поскольку философская ртуть в равной мере
является как металлом, так и «духом». В христианской
догматике мы находим параллель этой двойной и парадок-
сальной природе ртути в виде Святого Духа, который,
будучи третьей ипостасью Божества, не является исклю-
1)
Николай Кузанский (Н. Кребс, 1401-1464) — знаменитый немецкий
богослов и философ, кардинал, автор трактата «Ученое незнание».
2)
Macrobius. In somnium Scipioni (прим. автора).
чительной принадлежностью вочеловечившегося Бога, но
распространяется и на обычного человека, затронутого
первородным грехом. Правда, во времена Хильдегарды эти
представления еще не были по-настоящему осознаны; тем
не менее они должны были в скрытом виде присутствовать
в коллективном бессознательном и актуализироваться бла-
годаря аналогии Христос — ртуть. Осознание этой анало-
гии пришло в следующем веке, но его признаки ощутимы
уже в писаниях Зосима Панополитанского (III в.). Что ка-
сается исторических связей, то в данном случае о них го-
ворить не приходится; здесь мы имеем дело прежде всего
с обнаружением актуализованного архетипа исконного че-
ловека, или Антропоса.
Наконец, заметим, что в алхимии можно встретить ту
же арифметическую структуру Святого Духа, что и на на-
шем рисунке. Речь в обоих случаях идет о единстве, состо-
ящем из двух начал: глаз и огненных шаров; это целое,
будучи квадратом, поделено на три части. Данный мотив
известен как «аксиома Марии» (имеется в виду александ-
рийская женщина-философ, сыгравшая большую роль в
развитии классической алхимии).
Две группы людей на рисунке изображают судьбу, с ко-
торой придется столкнуться пробуждающейся душе. Ведь,
согласно самой же Хильдегарде, есть люди, делающие «хо-
роший, средний и плохой сыр»¹; в последнем случае не об-
ходится без вмешательства дьявола.
Данная картина, подобно предыдущей (рис. 7), недвус-
мысленно свидетельствует о том, что глаза и огненные ша-
ры отнюдь не идентичны небесным телам; они принципи-
ально отличаются от звезд. Приведенные картины под-
тверждают, что шары — это души.
1) «Вы смотрите дальше и видите на земле людей, несущих молоко в
глиняных сосудах. Из него они изготавливают сыр. Это люди, мужчи-
ны и женщины, несущие в своих телах человеческое семя. Из него
рождаются разного рода люди. Часть молока — жирная; из нее
получается жирный сыр. Это семя... порождает энергичных людей...
Благодаря уму и благоразумию они овладевают жизнью, и труды их
процветают на глазах Бога и людей. Дьяволу не находится места в
них. Другая часть молока — жидкая; она дает посредственный сыр.
Такое семя... рождает слабых людей... Последняя часть молока — с
гнилью, и сыр, получаемый из нее, горек. Такое семя... порождает
уродов» и т. д., Scivias, p. 128ff (прим. автора).
Hosted by uCoz