Navigation bar
  Print document Start Previous page
 128 of 166 
Next page End  

5
Резюме
Осуществленный в предшествующих главах анализ снови-
дений и картин показал, что для выражения своего содер-
жимого бессознательное использует отдельные обрывки
видений и образов, сопоставимые с НЛО. В случае первого,
второго, шестого и седьмого снов, а также картины «Сея-
тель огня» (рис. 2) связь с НЛО была осознанной, тогда как
для остальных снов и картин такой связи обнаружить не
удалось. В снах рассказчик (наблюдатель) и НЛО вступа-
ют в почти личные отношения; в картинах же ничего по-
добного нет. В средневековом изобразительном искусстве
личное участие в эпифании или в каком-либо ином визи-
онерском опыте, выражается, как известно, через присут-
ствие самого визионера на картине. Подобное чуждо совре-
менной концепции живописи, которая, напротив, пытается
отдалиться от зрителя и представить изображаемый объект
как нечто вроде таблички теста Роршаха; этот преднаме-
ренный «ташизм»¹ имеет целью нейтрализовать любые ас-
социации и возбудить чисто субъективную игру воображе-
ния.
При внимательном анализе обнаруживается, что содер-
жимое и смысл как снов, так и картин позволяют одно-
значно квалифицировать их как эпифании. В картине «Се-
ятель огня» этот смысл находит особенно явное выражение.
1) «Ташизмом» (от франц. tache — «пятно») иногда называют некоторые
направления современной абстрактной живописи; ташистские карти-
ны представляют собой главным образом изображения автономных
цветных пятен.
Hosted by uCoz