Navigation bar
  Print document Start Previous page
 133 of 166 
Next page End  

Число служит не только для счета и измерения; помимо
чисто количественной, в нем есть и качественная сторона.
Вот почему в нем — хотя бы в плане предварительных со-
ображений — можно видеть нечто таинственное, некое
связующее звено между мифом и реальностью, отчасти от-
крытое, отчасти же
— изобретенное. Например, уравне-
ния, возникшие в результате чистой игры математического
воображения, обнаруживают свою пригодность в качестве
формул, описывающих количественные аспекты поведе-
ния физических тел; и наоборот, благодаря своим индиви-
дуальным качествам числа являются носителями и посред-
никами психических процессов в сфере бессознательного
(так, структура мандалы в своей основе арифметична).
Можно согласиться с математиком Якоби¹, которому при-
надлежит изречение: «Вечное число царствует над сонмом
олимпийцев».
Изложенные здесь соображения призваны показать чи-
тателю, что оппозиция мира человеческого и высшего мира
не носит абсолютного характера; несоизмеримость этих
двух миров лишь относительна, ибо путь «отсюда» «туда»
преодолим: ведь между ними есть такой великий «посред-
ник», как число — реальное, действительное для обоих ми-
ров, архетипическое по самой своей сути. Теософские спе-
куляции совершенно ничего не дают для понимания той
расщепленности картины мира, которая нашла свое выра-
жение в наших примерах, поскольку эти спекуляции ка-
саются только имен и слов и не способны указать путь к
«единому миру» (Unus Mundus). Напротив, число принад-
лежит обоим мирам, реальному и воображаемому. Оно од-
новременно наглядно и абстрактно, наделено качествен-
ным и количественным аспектами.
Итак, особое значение имеет тот факт, что число харак-
теризует «персонифицированную» суть фигуры-посредни-
ка. Находясь на платформе психологии и учитывая огра-
ниченность любого научного знания, я называю «Само-
стью» тот «объединяющий» или опосредующий символ, ко-
торый неизбежно возникает в ситуации, когда в силу
существенных психологических причин между противопо-
ложностями создается достаточно сильная напряженность.
1) Карл Густав Якоби (1804-1851) — крупный немецкий математик.
Этим я хочу подчеркнуть, что я пытался в первую очередь
обозначить факты, доступные эмпирическому постиже-
нию, и не предавался сомнительным экскурсам в область
метафизики. Пребывая на почве метафизики, я непремен-
но «вторгся» бы в сферу всевозможных религиозных убеж-
дений. На Западе мне пришлось бы вместо «Самость» го-
ворить «Христос», на Ближнем Востоке — «Хадир», на
Дальнем Востоке — «Атман», «Дао» или «Будда», на Даль-
нем Западе — «заяц» или «Мондамин» (бог маиса), нако-
нец, в мире Каббалы — «Тиферет».
Наш мир сжимается подобно шагреневой коже. Посте-
пенно рождается и развивается понимание того, что суще-
ствует единое человечество с единой душой. Смирение —
не последняя из добродетелей, и оно должно побудить хотя
бы христиан, из любви к милосердию (то есть к наиболь-
шей из добродетелей), подать хороший пример и признать,
что существует только одна истина, выраженная на многих
языках; лишь наша недостаточная способность к понима-
нию мешает нам проникнуться этой убежденностью. В мире
нет никого, кто по праву богоподобного существа мог бы
считать себя единственным носителем Истинного слова. Мы
всматриваемся в тусклое зеркало, в котором, смутно
указывая на невидимую истину, обретает форму некий
темный миф. Духовное око различает в этом зеркале не-
кий образ, который мы называем Самостью. Я полно-
стью сознаю, что речь идет об антропоморфном образе;
называя его данным термином, я тем не менее не объяс-
няю его сути. Конечно, термин «Самость» призван обоз-
начить психическую целостность; но мы не знаем, како-
вы те реальности, которые лежат в основе этого поня-
тия
ведь психическое содержимое невозможно наблю-
дать, пока оно пребывает в сфере бессознательного, и
душа не может познать самое себя. Бессознательное по-
знаваемо лишь в той мере, в какой оно становится частью
сознания. Что касается модификаций, происходящих с со-
держимым бессознательного в процессе его интеграции в
сознательную сферу, то о них мы имеем лишь смутные
предчувствия, но не достоверные знания. К тому же поня-
тие психической целостности, по необходимости, включает
Hosted by uCoz