Navigation bar
  Print document Start Previous page
 149 of 166 
Next page End  

жается в форме видения, представленного чем-то округ-
лым, то есть символом целостности или архетипом, изо-
бражаемым в виде мандалы. Как показывает опыт,
мандала появляется чаще всего в ситуации беспокойства,
растерянности, замешательства. Архетип, выявляемый в
данной ситуации, представляет собой упорядочивающую
схему, которая возвышается над психическим хаосом и
действует в каком-то смысле подобно крестику
оптического прицела: будучи кругом, разделенным на
четыре равные части — фигурой, которая ограничивает и
защищает, — архетип помогает элементам психического
содержимого не утерять свои места в общей структуре
целостности и предохраняет их от распада и исчезновения
в хаосе расплывчатости и неопределенности. Именно с
этой точки зрения восточный символ мандалы, в
особенности в рамках буддистской доктрины Махаяна,
репрезентирует космический, временной и
психологический порядок. Одновременно он формирует
«янтры» — инструменты, с помощью которых устанавли-
вается этот порядок¹.
Наша эпоха в целом и психология отдельных личностей
в частности характеризуются распадом, растерянностью и
замешательством; это выражается в особенности в виде
фантастических образов и представлений, зарождающихся
спонтанно, обнаруживаемых в снах или возникающих в
воображении. Подобные феномены я наблюдаю у своих
больных в течение вот уже сорока лет, и на основе накоп-
ленного огромного опыта я пришел к выводу, что архетип
целостности имеет центральное значение, причем возра-
стание его значения прямо пропорционально потерям, ко-
торые несет «Я». Но ведь состояние растерянности как раз
и способствует падению потенциала «Я».
С психологической точки зрения округлая форма, со-
ставляющая мандалу, символизирует Самость. Таким об-
разом, психологически Самость — это преимущественно
архетип порядка. Конфигурация мандалы обусловлена
арифметически, поскольку целые числа — это также упо-
рядочивающие архетипы простейшей природы. Последнее
относится в особенности к цифре четыре, тетраде, пифаго-
рейскому «тетрактису». Далее, поскольку состояние расте-
рянности и дезориентации обусловлено, вообще говоря,
1) К вопросу о физиологических основах данного явления ср.: К. W. Bash,
Н. Ahlenstiel, R. Kaufmann. Uber Prayantraformen und ein lineares Yantra.
in: Studien zur Analytischen Psychologie С G. Jungs. Festschrift zum 80.
Geburtstag, Zurich, 1955 (прим. автора).
Hosted by uCoz