Navigation bar
  Print document Start Previous page
 162 of 166 
Next page End  

(Дальнейшие дополнительные вопросы)
Идея о возможной параллели с парапсихологическими
процессами чрезвычайно интересна. Судя по всему, вы
имеете в виду видения, не так ли?
Вы пишете, что в эпохи, подобные нашей, люди обра-
щают свои взоры за помощью к небу. Имеете ли вы при
этом в виду какие-либо критические периоды в прошлом,
порождавшие сопоставимые явления? Существуют ли
свидетельства о других коллективных видениях или гал-
люцинациях со сходным содержанием?
Как вы объясняете тот факт, что тарелки, за немно-
гими исключениями, наблюдались до сих пор только над
Северной Америкой? Указывает ли это, по-вашему, на их
чисто психическую природу как явлений, так сказать,
специфически американских, или наоборот, на то, что
они существуют объективно?
Едва ли возможно ответить на ваш вопрос об аналогии
между тарелками и парапсихологическими явлениями, по-
скольку не существует достаточных оснований для сравне-
ния. Для того, чтобы всерьез говорить о наличии подобной
аналогии, нужно прежде всего показать, что «видения» на-
ходятся в причинно-следственной связи с психическими
состояниями; другими словами, нужно показать, что под
влиянием некоторых эмоциональных условий значитель-
ные группы населения могут испытывать ту же психиче-
скую диссоциацию и ту же экстериоризацию психической
энергии, что и отдельно взятый медиум. На сегодняшний
день мы знаем только то, что коллективные видения дей-
ствительно существуют. Но вопрос о коллективных психи-
ческих феноменах наподобие левитаций, световых явле-
ний, материализаций и т. п. все еще остается спорным. В
настоящее время любая ссылка на парапсихологический
аспект свидетельствует только о той безграничной расте-
рянности, в которой мы ныне пребываем.
И все же я не могу удержаться от замечания, что кол-
лективная психологическая проблема, поставленная эпи-
демией тарелок, представляет собой компенсаторную ан-
титезу нашей научной картине мира. В США господство
этой картины кажется еще более очевидным, чем у нас.
Как вы знаете, картина, о которой идет речь, во многом
состоит из статистических или «усредненных» истин. Она
исключает любые редкие пограничные случаи, вызываю-
щие со стороны ученых реакцию отторжения постольку,
поскольку они не способны их понять. В результате возни-
кает картина мира, состоящего целиком из нормальных
случаев. Подобно «нормальному» человеку они, в сущно-
сти, представляют собой фикцию, а как раз в психологии
фикции могут привести к катастрофическим ошибкам. Я
не допущу большого преувеличения, если скажу, что дей-
ствительность состоит главным образом из исключений,
которые сводятся к норме в результате чисто интеллекту-
альных операций; яркая и многоцветная картина реально-
го мира заменяется унылым и поверхностным рационализ-
мом, способным для утоления эмоционального и духовного
голода предложить одни только камни вместо хлеба¹. Ло-
гическим итогом оказывается ненасытная жажда сверхъ-
естественного. Если мы добавим к этому великий упадок
человеческого разума, ежедневно демонстрируемый в
газетных сообщениях и принявший особенно угрожающий
характер из-за неисчислимых опасностей водородной бом-
бы, перед нашим взором предстанет картина всеобщего ду-
ховного бедствия, сравнимого с ситуацией в начале нашей
эры, хаосом, последовавшим непосредственно за 1000 г.
н. э. или смутами начала XV века². Неудивительно, что в
старых хрониках мы находим сообщения о всевозможных
знаках и удивительных явлениях в небе или об ожидании
чудесного вмешательства с неба в случае, если человече-
ские усилия не увенчаются успехом. Наши видения таре-
лок — mutatis mutandis³ — обнаруживаются во многих со-
общениях, восходящих к античности — хотя в те времена,
судя по всему, подобные видения не были настолько час-
тыми. Но, с другой стороны, тогда еще не было тех воз-
можностей глобального разрушения, которые ныне оказа-
лись в руках наших так называемых политиков. Маккар-
тизм и оказанное им влияние свидетельствуют о глубоких
1)
Ср.: Матфей, 7,9, Лука, 11, 11.
2)
Можно предполагать, что Юнг в данном случае имеет в виду начало
не XV, а XVI века, отмеченное Реформацией, которую он считал «ду-
ховной катастрофой» для христианского мира.
Hosted by uCoz