Navigation bar
  Print document Start Previous page
 41 of 166 
Next page End  

оснований рассматривать бессознательное как нечто,
находящееся в каузальной зависимости от сознания,
поскольку оно обладает свойствами, которые сознанию
чужды. В нем скорее следует видеть независимую
величину,   находящуюся   в   постоянном  
взаимодействии   с сознанием.
Множественность летающих тарелок соответствует про-
екции множественности психических образов целостности;
тарелки появляются в небе, ибо представляют собой архе-
типы, заряженные энергией, но не распознаваемые и не
воспринимаемые людьми в своей истинной сущности пси-
хических факторов. Это незнание и невосприимчивость
обусловлены «отсталостью» современного сознания, вслед-
ствие чего отдельный индивидуум не располагает никаки-
ми понятиями, никакими мыслительными категориями,
которые позволили бы ему охватить сущность «психиче-
ской целостности». Более того, воспитание, получаемое в
наши дни сознанием, заставляет его усматривать в архе-
типах не формы, неотъемлемо присущие психической суб-
станции, а данные из-за пределов психической сферы, то
есть либо реальные факты, либо факты, существующие в
метафизическом пространстве и требующие, чтобы в них
верили. Вот почему архетип, случайно заряженный допол-
нительной энергией в результате действия факторов, при-
сущих данной эпохе или общей психологической ситуации,
не может быть прямо интегрирован в сознание. В этих ус-
ловиях единственной возможностью для архетипа стано-
вится косвенное проявление в виде спонтанной проекции.
Проецируемый внутренний образ принимает вид реально-
го факта, внешне совершенно независимого от психиче-
ской субстанции индивида и от ее состава: мандала и ее
округлая целостность превращаются в межпланетный
летательный аппарат, пилотируемый разумными сущест-
вами.
Чаще всего НЛО имеют чечевицеобразную форму. Пред-
почтение, оказываемое этой форме, не должно нас удив-
лять. Согласно многочисленным историческим свидетель-
ствам целостная человеческая душа во все времена наде-
лялась чем-то вроде космической параллели: душа отдель-
ного человека воспринималась как имеющая «небесное»
происхождение, как частица всемирной души — микро-
косм, отражающий свойства макрокосма. Лейбницевская
теория монад — красноречивый пример, иллюстрирующий
сказанное. Макрокосм — это окружающий нас мир звезд;
наивному восприятию он представляется шаром. Вот
почему это же наивное восприятие приписывает душе
аналогичную форму. Небо заполнено скоплениями звезд
— галактиками, — которые чаще всего имеют
чечевицеобразную форму, такую же, как и НЛО. Таким
образом, форма чечевичного зерна, приписываемая НЛО,
может рассматриваться как уступка современной
астрономической науке: насколько мне известно, ни одна
из древних традиций не представляла душу в виде линзы.
Возможно, здесь мы имеем дело с примером того, как
традиция модифицируется под влиянием современных
достижений науки: древние образные представления
меняются в связи с новым содержимым, обретаемым
сферой сознания. Мы часто наблюдаем, как автомобили и
самолеты замещают в сновидениях наших современников
животных и сказочных чудовищ прежних времен.
Но возможно и другое: здесь мы имеем дело с проявле-
нием «абсолютного знания» — естественного результата
слияния бессознательной психической субстанции и объек-
тивных данных об окружающем мире. Подобная возмож-
ность подсказана нам некоторыми данными парапсихоло-
гии, однако мы задаемся проблемой «абсолютного знания»
не только в связи с телепатией или предчувствиями, но и
в связи с некоторыми биологическими фактами. К приме-
ру, Портман¹ подчеркивает удивительную способность ви-
руса бешенства адаптироваться к анатомии собаки и чело-
века, «знание» осы относительно расположения двигатель-
ных нервных узлов гусеницы, предназначенной для корм-
ления ее потомства, свечение рыб и насекомых с
коэффициентом полезного действия до 99%, чувство ори-
ентации у почтовых голубей, предчувствие землетрясения
у кошек и кур, удивительную степень сотрудничества, до-
стигнутую в некоторых симбиотических отношениях. Из-
вестно, что жизненные процессы не могут быть объяснены
на основе одного только принципа каузальности; послед-
Hosted by uCoz