Navigation bar
  Print document Start Previous page
 47 of 166 
Next page End  

Данный эпизод заставляет вспомнить не только потря-
сенное лицо Моисея, но и лицо брата Николая из Флюэ¹
после того, как ему явилось внушающее ужас видение Бо-
га. Подобные факты свидетельствуют о неизгладимом пе-
реживании, следы которого оказываются заметными со
стороны: это переживание ощутимо модифицирует поведе-
ние личности в целом. С психологической точки зрения,
однако, модификация остается всего лишь потенциальной
до тех пор, пока она не интегрируется в сознание. Вот по-
чему брат Николай из Флюэ был вынужден предпринять
длительные исследования и предаться долгим медитациям,
прежде чем в устрашающих образах ему удалось распоз-
нать видение Святой Троицы; таким образом, он смог, в
полном соответствии с духом своего времени, трансформи-
ровать собственный внутренний опыт в психологическое
содержимое, интегрированное в сознательную сферу его
«Я». Это новое содержимое сыграло существенную роль в
зарождении новых интеллектуальных и моральных импе-
ративов у того, чьим достоянием оно стало. Очевидно, на-
шей рассказчице, равно как и всем тем, кто видит летаю-
щие объекты наяву или во сне и распространяет слухи о
них, предстоит выполнить над собой аналогичную работу.
Символы Божества совпадают с символами Самости; ес-
ли в душевном опыте, с одной стороны, проявляется живой
образ психической целостности, то с другой стороны это
выражает идею присутствия Божества. Не утверждая, что
эти две сущности метафизически идентичны друг другу,
отметим лишь эмпирическое совпадение их образов, по-
рожденных психической субстанцией человека, о чем сви-
детельствует анализируемый нами сон. Что же касается
предположений метафизического порядка, возникающих в
связи со сходством образных представлений, то они, как и
все трансцендентное, выходят за пределы познавательной
способности человека.
Тема изолированного глаза Бога, предлагаемая сферой
бессознательного в качестве возможной интерпретации ле-
тающих объектов в рассматриваемом сне, уже встречалась
1) Николай из Флюэ — швейцарский отшельник XV в., покинувший мир
в возрасте 50 лет и в течение последующих 20 лет монашеской жизни
приобретший огромный моральный авторитет. Брату Николаю Швей-
царская Конфедерация обязана спасением от раскола, грозившего ей
в 1481 г. Считается святым покровителем Швейцарии.
Hosted by uCoz