Navigation bar
  Print document Start Previous page
 56 of 166 
Next page End  

ненужного бремени: ему кажется, что без нее можно обой-
тись.
Этот феномен очень важен: в нем выражается уровень
дифференциации сознания, дающий, с одной стороны, по-
вод для положительной оценки, но одновременно влеку-
щий не менее серьезный отрицательный результат в виде
распада изначальной целостности на автономные функ-
ции, которые вступают между собой в конкурентные отно-
шения и даже в борьбу. Дифференциация сознания в со-
ответствии с инстинктами оказывается неизбежной; но на-
ряду с этим достижением неизбежными оказываются так-
же отрицательные последствия расщепления изначальной
целостности. В настоящее время утрата целостности ощу-
щается все более и более остро и глубоко. Напомним хотя
бы о «дионисийском прорыве», описанном Ницше¹, и о той
тенденции в немецкой философии, наиболее ярким выра-
жением которой явилась книга Клагеса «Дух как против-
ник души»². В результате расщепления, дробления цело-
стности различные функции сознания подвергаются расту-
щей дифференциации, вплоть до того, что некоторые из
них полностью освобождаются из-под контроля со стороны
других функций и достигают своего рода автономности; в
их замкнутый «мир» все остальные психические функции
и элементы допускаются лишь постольку, поскольку они
подчиняются диктату доминирующей функции. В резуль-
тате этого процесса сознание выходит из состояния равно-
весия: например, в условиях, когда доминирует интеллект,
продиктованные чувством суждения вынуждены отступать
в тень, и наоборот. Когда торжествует ощущение реально-
сти, побежденной оказывается интуиция, меньше всего
1)
Имеется в виду противопоставление аполлонического и дионисийского
начал, введенное Ницше в книге «Рождение трагедии из духа музыки»
и относящееся к античному искусству; первое из этих начал характе-
ризует искусство пластических образов, тогда как второе — музыку.
Эти  разъединенные  художественные  миры  Ницше  символически
представляет как мир сновидения (аполлонический) и мир опьянения
(дионисийский). В дионисийских мистериях он усматривает пробуж-
дение символических сил (сил музыки) от аполлонического сна.
2)
Людвиг Клагес (1872-1956) — немецкий психолог и философ «нео-
романтического» направления, один из основателей научной
графологии.
Hosted by uCoz