Navigation bar
  Print document Start Previous page
 62 of 166 
Next page End  

огонь. Но обе точки зрения — как сексуальная, так и ос-
нованная на воле к власти — в той мере, в какой они пре-
тендуют на свою исключительность, неизбежно изгоняют
из поля зрения символический смысл обоих снов и сосре-
доточиваются не на самом субъекте, а только на инстинк-
тивном проявлении. В очередной раз демонстрируется ни-
чтожество личности по сравнению со всемогуществом ин-
стинкта. Конечно, для любого, кому не удавалось наблю-
дать хрупкость человеческого существа перед лицом
импульсивной брутальности инстинкта, подобная конста-
тация явилась бы впечатляющей новостью. Но наша рас-
сказчица — отнюдь не наивное существо с ограниченным
кругом представлений, и поэтому сводить весь смысл ее
снов только к инстинктивной стороне было бы совершенно
неправомерно. Как раз наоборот, она относится к числу со-
временных людей, хорошо понимающих и чувствующих
значение устранения личности; обусловленное этим устра-
нением парализующее чувство никчемности и потерянно-
сти компенсируется сном, в котором рассказчица, единст-
венная из всего своего окружения, противостоит панике и
способна уяснить ее причину. Именно на нее направляет
свое внимание внеземной объект; именно ее он отмечает
своим пылающим знаком, давая ей тем самым возмож-
ность ощутить свою силу. Таким образом, она оказывается
единственной «избранницей». Естественно, подобная акция
бессознательного имеет полезный смысл только для того
индивидуума, который вследствие неполноценного ха-
рактера своей жизни рискует погрязнуть в чисто функци-
ональном существовании.
Приведенный случай — образец проявления страха и не-
уверенности, столь характерных для нашей эпохи. В то же
время он служит примером компенсации, проистекающей
из бессознательного.
ТРЕТИЙ СОН
Третий сон представляет собой часть более обширного
контекста. Он был зафиксирован примерно в 1952 г. у
пациентки сорока двух лет, никогда ничего не слышавшей
ни о НЛО, ни о чем-либо подобном.
Рассказчица видит себя в собственном саду. Внезапно
она слышит над собой гул мотора. Она устраивается на
садовой ограде, чтобы разглядеть, что происходит. По-
является черный металлический летательный аппарат
и кружит над ней; он выглядит как большой металличе-
ский летающий паук с большими темными глазами. Ап-
парат имеет округлую форму; это — новый самолет,
единственный в своем роде. Из тела «паука» исходит
торжественный, ясный и сильный голос, произносящий
молитву, которая содержит некое важное сообщение,
предостережение для всех тех, кто находится на земле,
а также для пассажиров «паука». Смысл молитвы сво-
дится к следующему: «Веди нас вниз и держи (храни) нас
внизу... Вознеси нас на небо!».
Непосредственно с садом соседствует большое админи-
стративное здание; здесь принимаются решения на меж-
дународном уровне. На необычном бреющем полете «па-
ук» едва не касается окон здания, явно намереваясь своим
голосом воздействовать на его обитателей и указать им
путь, ведущий к установлению мира, а именно
к та-
инственной внутренней гармонии. Таким образом, они
обязаны принять миротворческие решения. В саду есть
и другие зрители. Рассказчица испытывает чувство не-
ловкости, так как она не вполне одета.
КОММЕНТАРИЙ К ТРЕТЬЕМУ СНУ
В части сна, предшествующей изложенному отрывку, го-
ворится о том, что кровать рассказчицы стоит у садовой
ограды. Таким образом, рассказчица спит под открытым
небом, на лоне природы, что с психологической точки зре-
ния означает ее открытость во сне коллективному бессо-
знательному: ведь последнее представляет собой своего ро-
да психологический эквивалент окружающего мира и поэ-
тому постоянно проецируется на него. Ограда указывает
на границу, отделяющую близкий рассказчице мир, ее
привычное окружение, от более далеких сфер (админист-
ративное здание). Появляется округлый металлический
летательный аппарат, уподобляемый летающему пауку.
По описанию это — НЛО. По поводу отождествления
аппарата с пауком следует вспомнить распространенную
Hosted by uCoz