Navigation bar
  Print document Start Previous page
 66 of 166 
Next page End  

о погружении в кратер и вознесении к «небесным высям»
в таинстве пресуществления. Также и литургия начинается
со слов: Confiteor, quia peccavi nimis («Каюсь, ибо премного
согрешил») и т. д. Представляется, что нисхождение требует
помощи и поддержки со стороны «проводника», ибо
человек испытывает большие трудности, опускаясь со
своей высоты и смиренно оставаясь «внизу». Человек бо-
ится признаться самому себе в собственной низости, ибо в
первую очередь он опасается потери своего общественного
престижа, а во вторую очередь — падения уровня мораль-
ного самосознания, ухудшения собственного мнения о себе.
Вот почему люди так отчаянно стремятся избегать само-
критики; предпочитая проповедовать другим, они продол-
жают пребывать в неведении относительно самих себя. От-
сутствие знаний о себе даже приносит им удовлетворение
— ведь в этом случае на поверхности спокойного озера ил-
люзий, питаемых человеком относительно своей собствен-
ной персоны, не появляется ни малейшей ряби.
И все же «внизу» сохраняется почва для реальности, ко-
торая продолжает существовать и оказывать свое воздей-
ствие, преодолевая любые попытки самообмана. Добраться
до этой почвы и укорениться в ней — задача чрезвычайной
важности, особенно с учетом того обстоятельства, что со-
временный человек, вообще говоря, выказывает тенден-
цию к некоторому возвышению над своим истинным уров-
нем. К подобному обобщающему выводу нас подводит раз-
бираемый сон: благодаря большому количеству «персона-
жей» сама проблема представлена в нем как коллективная
по своей природе. Более того, сон претендует на еще более
обширный масштаб, вплоть до общечеловеческого: ведь
«паук» непосредственно приближается к окнам здания, в
котором принимаются «решения международного значе-
ния». «Паук» стремится оказать влияние на тех, кто засе-
дает в этом здании, и указать им путь к «внутреннему ми-
ру», к самопознанию. Сновидение выражает надежду, что
они будут «способствовать миру». Таким образом, «паук»
играет роль мессии, выступающего с призывом и принося-
щего спасительную весть.
В конце сновидения обнаруживается, что рассказчица
не вполне одета. Этот часто встречающийся в сновидени-
ях мотив, вообще говоря, указывает на недостаточную
адаптацию или даже на плохое осознание той ситуации, в
которой оказался субъект. Подобное подчеркивание собст-
венных недостатков и ошибок рассказчицы в данном слу-
чае должно благотворно сказаться на ее сознании, ибо ког-
да человек чувствует себя в силах просветить других, он
подвергается особому риску впасть в чрезмерное самомне-
ние.
Призыв «оставаться внизу» приходится слышать доволь-
но часто; в нашу эпоху он вызывает определенную озабо-
ченность у некоторой части богословов. Последние опаса-
ются, что исходя из психологии, укорененной в подобном
настрое сознания, можно придти к этической небрежности,
к снижению уровня нравственных критериев. Но не следу-
ет забывать, что психология прежде всего дает нам воз-
можность познавать и осознавать не только зло, но и добро;
поэтому опасность поддаться злу тем меньше, чем выше
степень его осознания. Никто из тех, кто идет по жизни с
открытыми глазами, не может избежать встречи со злом;
но он меньше рискует провалиться в яму, нежели слепой.
Богословы с подозрением относятся к исследованиям бес-
сознательного, обнаруживая в них «гностицизм»¹; они так-
же имеют обыкновение цеплять ярлыки «антиномизма» и
«либертинизма» на моральные проблемы, возникающие в
связи с этими исследованиями. Но ведь ни один разумный
человек не станет полагать, что даже самые искренние ис-
поведь и покаяние в собственных грехах впредь уберегут
его от совершения новых грехов. Можно быть уверенным
на 99,9%, что при первом же удобном случае он согрешит
вновь.
Углубленное знание психологии вынуждает нас прийти
к выводу о том, что человек просто-напросто не может
жить, не греша —
cogitatione, verbo
et
opere («мыслью,
словом и действием»). Лишь глубоко наивное, лишенное
развитого сознания существо способно вообразить, что оно
в силах избежать греха. Психология больше не может
1) Гностицизм (от греческого «гносис - «знание») — обобщенное назва-
ние еретических учений, трактующих мир и человека как творения
Hosted by uCoz