Navigation bar
  Print document Start Previous page
 85 of 166 
Next page End  

характеризующихся недооценкой человека во всей полно-
те его проявлений.
К сожалению, люди обычно полагают, будто их окружает
и затрагивает только то, что входит в сферу их сознания: для
каждой неизвестной вещи существует специалист, знания
которого кодифицированы в форме той или иной науки.
Подобная иллюзия кажется тем более правдоподобной, что
в наше время уже никому не дано охватить единым
взглядом всю совокупность дисциплин со всеми их пробле-
мами. Но все же самые субъективные, самые действенные
переживания человека — переживания, оставляющие глу-
бокие следы и определяющие развитие личности, — как
раз и являются самыми невероятными; пытаться объяснить
их с помощью науки означает оказаться в тупике. Книга
Менделя о летающих тарелках¹ может служить типичным
примером. Научный интерес слишком легко сводим к ве-
щам, которые достаточно часто встречаются, характеризу-
ются высокой степенью вероятности и составляют нечто
усредненное; именно на этом и основывается любая эмпи-
рическая наука. Но подобная основа имеет смысл только
при условии, что она служит для возведения здания, кото-
рое не подавляет собой все выходящее за рамки ординар-
ного.
В пограничной ситуации наподобие той, которая имеет
место в анализируемом сне, нужно правильно воспринять
ее исключительность, а точнее — то, что выглядит как не-
что исключительное, но на деле испокон веков было при-
суще подобным ситуациям: корабль мертвецов приближа-
ется к Земле со своим экипажем, выстроенным, как для
торжественного парада, вдоль палубы. Новая душа вступает
в братство мертвых и пускается в странствие.
Появление подобных архетипических представлений
всегда свидетельствует о необычных ситуациях. Наша ин-
терпретация отнюдь не притянута за уши: дело просто
в том, что внимание рассказчицы также было направлено
именно в ту сторону, о которой мы попытались здесь
сказать; мы лишь следовали за движением ее мыслей.
Рассказчица, захваченная врасплох многоликими образа-
ми, как бы по невнимательности «не замечает» главного —
приближения смерти, которая в определенном смысле ка-
сается ее в той же мере, что и ее подруги. Тема «экипажа»
космического корабля нам уже знакома по предыдущему
сну о металлическом пауке и появится вновь в шестом сне.
Инстинктивное отвращение, испытываемое нами к глубин-
ному аспекту темы смерти, несомненно, объясняет ту
скромную роль, которую данная тема играет в литературе
О НЛО — как если бы авторы этой литературы говорили
вслед за Фаустом: «Не призывай знакомый этот рой...»¹.
Но специально «призывать» его уже нет нужды — царящей
над миром атмосферы тревоги достаточно, чтобы обеспе-
чить его постоянное присутствие.
ШЕСТОЙ СОН
Этот сон ведет свое происхождение из Калифорнии —
поистине классического края НЛО; рассказом о нем я обя-
зан любезности доктора Г. Клагера (Н. Y. Kluger) из Лос-
Анджелеса. Источник сновидения — женщина двадцати
трех лет.
«Вместе с одним человеком я стояла на площади или в
центральной части какого-то города, имеющей форму
круга. Стояла ночь; мы глядели на небо. Внезапно я
увидела, как нечто круглое и светящееся приближается
к нам с очень большого расстояния. По мере
приближения »пот предмет увеличивался в размерах. Я
поняла, что это летающая тарелка и подумала, что это
нелепая шутка. Огромный светящийся круг в конце
концов закрыл собой все небо. Корабль
а это был
именно корабль — подлетел настолько близко, что я
смогла различить некие фигуры, расхаживающие по его
палубе. Вначале я приняла происходящее за чей-то
розыгрыш, но потом решила, что все, что я вижу, вполне
реально. Я обернулась и обнаружила за своей спиной
человека с кинопроектором; взгляд его был устремлен в
небо. За нами находилось здание
типа гостиницы. Там
были люди, проецировавшие в небо то самое изображение,
которое я видела. Я сказала об
этом всем окружавшим
меня людям.
Hosted by uCoz