Navigation bar
  Print document Start Previous page
 91 of 166 
Next page End  

общностью, которая существует между анимой и судьбой:
анима — это Эдипова Сфинкс¹, Кассандра, посланница
Грааля, Белая дама, возвещающая о смерти и т. п.
Эта общая концепция анимы в данном сне подтвержда-
ется ее обращением: она прибыла из другого, потусторон-
него мира, где рассказчика хорошо знают и внимательно
следят за тем, как он выполняет свою «миссию».
Известно,  что анима персонифицирует
коллективное бессознательное², «царство матерей»³; эта
сторона человеческого существа обладает неустранимой
тенденцией оказывать влияние на сознательное
поведение благодаря гибкому взаимодействию,
основанному на живом и интуитивном понимании
человеком своей собственной природы. Если же сознание
не поддается подобному влиянию, анима не
останавливается даже перед насильственным вторжением
в его сферу — вторжением, в результате которого со-
знание сталкивается с элементами психического
содержимого, ведущими свое происхождение из «царства
матерей» и расцениваемыми как нечто совершенно
чуждое и непонятное. Согласно нашему сну летающие
тарелки являются одним из таких элементов —
настолько чуждым, насколько это вообще возможно. В
данном случае интеграция в сферу сознания кажется
настолько сложной, что обычные ресурсы понимания
ничем не могут помочь. Вот почему разум — еще до
обретения настоящего знания об увиденном —
обращается к объяснениям мифического порядка, при-
влекая обитателей небесных тел, ангелов, духов или
богов. Нуминозность подобных представлений достигает
настолько высокой степени, что даже не возникает
вопроса о том, что они являются результатом
субъективного восприятия коллективных
бессознательных процессов.
Согласно расхожему мнению, любое субъективное
наблюдение может быть либо «истинным», либо
«ложным»; в последнем случае оно является не более
чем иллюзией или галлюцинацией. Но большинству
людей (не считая
1)
Не следует забывать, что термин «сфинкс» (или «сфинга») обозначает
существо женского рода.
2)
Когда «Тень», низшая личность, в значительной степени бессознательна,
бессознательное представляется мужской фигурой (прим. автора).
3)
Ср. сцену «Темная галерея» из 1 -го акта второй части «Фауста» Г¸те.
Hosted by uCoz