Navigation bar
  Print document Start Previous page
 108 of 115 
Next page End  

правильно, что мы делаем это. Однако, по большому счету, не мы освящаем и не мы
восславляем эту землю. Те храбрые люди, живые и мертвые, которые сражались здесь, уже
освятили и восславили ее и сделали это гораздо успешнее нас - мы со своими ничтожными
силами ничего не можем ни добавить, ни убавить. Мир почти не заметит и не будет долго
помнить того, что здесь совершили они. Мы, живущие, должны здесь посвятить себя
решению тем незаконченным трудам, которые те, кто сражался здесь, так благородно
осуществляли. Мы должны посвятить себя решению той великой задачи, которая еще стоит
перед нами. Именно от этих людей, погибших с честью, мы должны воспринять глубокую
преданность тому делу, которому они столь верно служили. Мы здесь должны торжественно
заявить, что они погибли недаром и что наша нация с благословения господа обретет новое
возрождение свободы и что правительство народа, управляемое народом и для народа,
никогда не исчезнет с лица земли".
***
    Обычно считают, что Линкольн сам создал бессмертную фразу, которой заканчивается это
выступление, но так ли это? Герндон, его партнер по адвокатским делам, дал Линкольну за
несколько лет до этого экземпляр выступлений Теодора Паркера. Линкольн прочел эту книгу
и подчеркнул в ней слова: "Демократия - это непосредственное самоуправление над всем
народом, осуществляемое всем народом и для всего народа". Возможно, Теодор Паркер
заимствовал эту фразу у Вебстера, который за четыре года до этого сказал в своем
знаменитом ответе Хейну: "Правительство народа, созданное для народа самим народом и
ответственное перед народом".
    Вебстер мог заимствовать эту фразу у президента Деймса Монро, который высказал эту же
идею на тридцать с лишним лет раньше. У кого же мог взять ее Джеймс Монро? За пятьсот
лет до его рождения Уиклиф в предисловии к переводу Священного писания сказал, что "это
Библия для правительства народа, управляемого народом и для народа". Задолго до того, как
Уиклиф появился на свет, за четыреста лет до нашей эры, Клеон, выступая с речью перед
гражданами Афин, говорил о правителе "народа, который правит народом и для народа". Что
касается того, из какого древнего источника Клеон взял эту идею, то ответ на этот вопрос
затерян во мраке древности.
    Как мало нового! Как многим даже великие ораторы обязаны чтению и книгам!
    Книги! Вот в чем секрет! Тот, кто обогащает и расширяет свой запас слов, должен
постоянно изучать сокровища литературы. "Единственное сожаление, которое я всегда
испытывал, находясь в библиотеке, - говорил Джон Брайт, - связано с тем, что жизнь
слишком коротка и у меня нет никакой надежды на то, что я смогу полностью насладиться
этими роскошными блюдами, находящимися передо мной". Брайт оставил школу в возрасте
пятнадцати лет и пошел работать на хлопкопрядильную фабрику, и после этого ему так и не
удалось продолжить свое образование. Тем не менее он стал одним из самых блестящих
ораторов своего поколения, известным исключительным знанием английского языка. Он
читал, изучал, переписывал в свои тетради и заучивал длинные отрывки из стихотворных
произведений Байрона и Мильтона, Вордсворта и Уитьера, Шекспира и Шелли. Каждый год
он перечитывал "Потерянный рай", чтобы обогатить свой запас слов.
    Чарлз Джеймс Фокс вслух читал Шекспира, чтобы улучшить свой стиль.
    Гладстон называл свой кабинет "храмом мира" и держал там пятнадцать тысяч книг. Он
признавался, что больше всего ему помогало чтение сочинений святого Августина, епископа
Батлера, Данте, Аристотеля и Гомера. "Илиада" и "Одиссея" восхищали его. Он написал
шесть книг о поэзии и временах Гомера.
    У Питта-младшего вошло в привычку просматривать одну или две страницы на греческом
Hosted by uCoz