Navigation bar
  Print document Start Previous page
 25 of 115 
Next page End  

    Бывший сенатор Альберт Дж. Беверидж написал небольшую, очень полезную книжку,
озаглавленную "Искусство говорить публично".
    "Оратор должен владеть темой, - пишет этот заслуженный политический деятель. - Это
означает, что все факты должны быть собраны, систематизированы, изучены, переварены,
причем они должны освещать явление не только с одной стороны, но и с другой, а также со
всех сторон. Надо быть уверенным в том, что это действительно факты, а не предположения
или недосказанные утверждения. Ничего не принимайте на веру.
    Поэтому надо проверять и уточнять все данные. Это, безусловно, означает необходимость
тщательной исследовательской работы, ну и что из того? Разве вы не намерены
информировать, обучать своих сограждан, давать им советы? Разве вы не хотите стать
авторитетом?
    Собрав и осмыслив факты по тому или иному вопросу, решите для себя, на какой вывод
они наталкивают. Тогда ваша речь приобретет оригинальность и силу воздействия - она будет
энергичной и неотразимо убедительной. В ней будет отражена ваша личность. Затем
изложите свои мысли письменно как можно яснее и логичнее".
    Другими словами, подберите факты, всесторонне отражающие явление, а затем найдите
вывод, который эти факты делают ясным и определенным.
    Когда Вудро Вильсона попросили рассказать о его методах, он ответил:
    - Я начинаю с перечня вопросов, которые я намерен осветить, осмысливаю, рассматриваю
их в естественной взаимосвязи, - таким образом получается костяк выступления. Потом я
стенографически это записываю. Я привык всегда делать стенографические записи, ибо это
экономит много времени. Затем я сам перепечатываю текст на машинке, меняя фразы,
выправляя слог и добавляя материал по ходу работы.
    Теодор Рузвельт подготавливал свои выступления в характерной рузвельтовской манере:
он подбирал все факты, изучал их, оценивал, определял их значение и делал выводы - и
совершал это с чувством непоколебимой уверенности.
    Потом, имея перед собой блокнот с заметками, он начинал диктовать и диктовать свою
речь очень быстро, чтобы в ней была непосредственность, напористость и живость. Затем он
прочитывал перепечатанный текст, правил его, вносил дополнения, что-то вычеркивал, делал
множество карандашных пометок и диктовал еще раз. "Я никогда ничего не добивался, -
говорил он, - без упорного труда, без напряжения всех моих умственных способностей, без
тщательной подготовки и долгой предварительной работы".
    Он часто приглашал критиков послушать, как он диктует, или же читал им вслух тексты
своих речей. Он отказывался обсуждать с ними правильность того, что он говорил. К тому
времени его решение было уже принято, и принято бесповоротно. Он просил советов не о
том, что говорить, а о том, как сказать это. Снова и снова он перечитывал машинописные
странички, сокращал, правил, улучшал. Таковы были тексты его речей, напечатанные в
газетах. Разумеется, он не заучивал их наизусть. Выступая, он импровизировал, и зачастую
его устное выступление кое-чем отличалось от опубликованного и отредактированного
текста. Однако диктовка и правка были прекрасной подготовительной работой. Благодаря
этому он хорошо усваивал материал и последовательность его изложения. Это придавало его
выступлениям плавность, отточенность, вселяло уверенность в себе, и вряд ли можно было
бы приобрести все это иным образом.
    Английский физик сэр Оливер Лодж говорил мне, что, диктуя тексты своих докладов
(диктуя сначала основные тезисы, потом развивая их и, наконец, наговаривая точно в таком
виде, как он излагал их слушателям), он нашел прекрасный способ подготовки и упражнения.
    Многие из тех, кто изучает ораторское искусство, считает поучительным записывать свои
выступления на магнитофонную пленку и затем прослушивать себя. Поучительно? Да,
поучительно, но боюсь, что порой прослушивание записи может вызвать разочарование.
Hosted by uCoz