Navigation bar
  Print document Start Previous page
 33 of 115 
Next page End  

потом сбился и уже не был уверен в том, на какой палец я только что смотрел. Не мог же я
слизывать языком с ногтя букву после того, как я ею воспользовался, ибо, хотя это был
надежный способ, я вызвал бы слишком большое любопытство у слушателей. Я и без того
вызвал у них любопытство - им казалось, что я больше интересуюсь своими ногтями, чем
темой лекции. Потом несколько человек спрашивали меня, что случилось с моими руками.
    Вот тогда мне пришла в голову мысль о картинках! Тогда мои страдания кончились. За две
минуты я сделал шесть рисунков, и они прекрасно заменили мне одиннадцать начальных
фраз. Я выбросил рисунки, как только они были сделаны, потому что был уверен, что могу,
закрыв глаза, увидеть их перед собой в любое время. С тех пор прошло четверть века, и текст
той лекции испарился из моей памяти уже лет двадцать назад, но я мог бы снова написать его
по тем же картинкам - они остались в моей памяти".
    Мне довелось однажды читать лекцию о памяти, и я постарался как можно больше
использовать в ней материал, приведенный в этой главе. Я запомнил отдельные моменты в
виде картинок - представил себе Рузвельта, читающего историю, когда под его окном
раздаются крики толпы и музыка оркестров. Я видел перед собой Томаса Эдисона, глядящего
на вишневое дерево, Линкольна, читающего вслух газету. Я вообразил Марка Твена,
слизывающего чернильные буквы с ногтей в присутствии слушателей.
    А как я запомнил порядок этих картинок? По номерам - первая, вторая, третья, четвертая?
Нет, это было бы слишком трудно. Номера я тоже превратил в картинки и сочетал картинки
номеров с картинками тем.
    Например, слово "уан" (один) созвучно с "ран" (скакать), и поэтому я представил себе
Рузвельта, читающего в своей комнате, сидя верхом на скаковой лошади. "Ту" (два) звучит
почти как "зу" (зверинец), и я представил себе, что вишневое дерево, на которое смотрел
Эдисон, находится в клетке медведя в зоопарке. "Зсри" (три) похоже на "три" (дерево), и я
вообразил себе Линкольна взобравшимся на вершину дерева и читающим вслух своему
партнеру. "Фор" (четыре) похоже на "дор" (дверь).
    Марк Твен стоял у открытой двери, опершись на косяк, и, выступая перед аудиторией,
слизывал чернила с ногтей.
    Я хорошо понимаю, что многие из тех, кто читает эти строки, подумают, что подобный
метод граничит с нелепостью. Это верно, и в этом одна из причин его успешности. Именно
странные и нелепые вещи сравнительно легко запоминаются. Если бы я попытался запомнить
порядок моих примеров только по номерам, я легко мог бы их спутать, а при системе,
которую я только что описал, это было бы почти невозможно.
    Когда я хотел вспомнить третий пункт, мне надо было только спросить себя, что было на
вершине дерева, и немедленно передо мной возникал Линкольн.
    Главным образом для собственного удобства я превратил цифры от одного до двадцати в
зрительные образы, подобрав названия картинок, созвучные цифрам. Если вы затратите
полчаса на запоминание таких цифровых картинок, вы сможете, имея список из двадцати
предметов, лишь однажды перечисленных вам, повторить их в точном порядке, а также в
произвольном порядке, например, говорить, какой предмет стоит восьмым, какой -
четырнадцатым, какой - третьим и т.д.
    Попробуйте испытать это на себе. Вы можете подумать, что у вас ничего не выйдет, но все
же попробуйте. Вскоре вы будете поражать людей своей необыкновенной памятью и уж, во
всяком случае, найдете это занимательным.
Как выучить наизусть целую книгу
    Каирский университет аль-Азхар - один из крупнейших в мире. Это мусульманское
учебное заведение, имеющее двадцать одну тысячу студентов. На вступительном экзамене от
Hosted by uCoz