Navigation bar
  Print document Start Previous page
 95 of 115 
Next page End  

    Профессор Уильям Джеймс в одном из своих выступлений перед учителями заметил, что
во время лекции следует рассматривать только один вопрос, а та лекция, которую он имел в
виду, продолжалась час. Тем не менее недавно я слушал оратора, продолжительность
выступления которого ограничивалась тремя минутами, но он начал с того, что хотел
привлечь наше внимание к одиннадцати различным вопросам. Таким образом, на каждый
вопрос отводилось шестнадцать с половиной секунд. Кажется невероятным, что умный
человек может сделать такую абсурдную попытку.
    Правда, я привожу здесь крайний случай, однако подобная тенденция, хотя и не в такой
степени, является помехой почти для каждого новичка. Он напоминает гида компании "Кук",
который показывает туристу Париж за один день. Это все равно, что попытаться обойти
Американский музей естественной истории за тридцать минут. В результате не будет ни
ясности, ни удовольствия. Многие выступления оказываются неясными по той причине, что
оратор, как представляется, пытается поставить мировой рекорд по количеству затронутых
вопросов в течение того времени, которое ему отведено. Он скачет от одного вопроса к
другому с быстротой и проворностью горного козла.
    Большинство выступлений должно быть краткими, так что вам следует соответственно
подготовить для них материал. Например, если вы собираетесь говорить о профсоюзах, то не
пытайтесь в течение трех или шести минут рассказывать о том, почему они возникли, о тех
методах, которые они используют, о том добре, которое они сделали, о том зле, которое они
причинили, и о том, как следует разрешать конфликты в промышленности. Ни в коем случае!
Так как если вы попытаетесь это сделать, то ни у кого из ваших слушателей не возникнет
ясного представления о том, что вы говорили. Все будет перепутано, предмет получит
неясные очертания, впечатление будет слишком отрывочным, и все сообщение будет носить
слишком общий характер.
    Разве не разумнее взять один и только один какой-нибудь раздел деятельности профсоюзов
и подробно рассмотреть и проиллюстрировать его?
    Да, разумнее. И такое выступление оставит единое впечатление. Оно будет ясным, его
легко будет слушать и запомнить.
    Однако если вам придется рассмотреть несколько разделов затрагиваемой темы, то
рекомендуется кратко суммировать сказанное в конце выступления. Давайте посмотрим, как
это делается. Ниже приводится резюме этого урока. Помогает ли чтение этого резюме тому,
что высказанная нами идея становится более ясной и понятной?
Резюме
    1. Очень важно, но и очень трудно, быть ясным. Христос говорил, что он вынужден был
учить людей притчами, так как они, "видя не видят и, слыша не слышат, и не разумеют".
    2. Христос делал незнакомое понятным, связывая его со знакомыми предметами и
явлениями. Он сравнивал царство небесное с закваской, с закинутым в море неводом, с
купцами, ищущими жемчуг. "Иди и делай так же". Если вы хотите дать ясное представление
о величине Аляски, то не надо приводить данные о ее площади в квадратных милях; назовите
штаты, которые можно было бы поместить на ее территории, и сравните ее население с
населением того города, где вы выступаете.
    3. Избегайте специальных терминов, выступая перед людьми, не связанными с вашей
профессией. Следуйте методу Линкольна и излагайте свои мысли настолько простым языком,
чтобы они были понятны любому мальчику или девочке.
    4. Будьте уверены в том, что предмет, о котором вы собираетесь говорить, так же ясен для
вас, как солнечный свет в полдень.
Hosted by uCoz