Navigation bar
  Print document Start Previous page
 304 of 309 
Next page End  

типа. Мы советуем вам ненавязчиво донести до клиента основания для вашего предположения, но в
конечном счете клиент сам решает, в какой тип он лучше «вписывается», и вам следует с уважением
относиться к его выводам.)
9. Консультант не должен заявлять, что тип объясняет все. Это лишь один важный компонент
очень сложной человеческой личности.
(Синдром под названием «Тип объясняет все» характерен для многих людей, уверовавших в тип.
Модель типа применима в таком множестве ситуаций, что ею действительно очень легко чересчур
увлечься. Поэтому мы предупреждаем консультантов о существовании подобной ловушки, дабы они не
угодили в нее.)
10. Интерпретатор должен не забывать о субъективности, которая в частности формируется его
собственным типом. Сообщать о ней клиентам нежелательно.
(У каждого человека действительно есть особый угол зрения, свойственный его типу. Это
предупреждение особенно важно для тех, кто недавно изучает тип. Необходимо уделять пристальное
внимание тому, чтобы концепции типов и описания преференций делались в благожелательных или, по
меньшей мере, нейтральных тонах. Это умение успешно оттачивается, когда мы объясняем людям с
разными преференциями особенности их типов, а затем просим их критически оценить нашу
объективность.)
11. Нельзя использовать те индикаторы типа личности, надежность и бесспорность которых не
проверены.
(При том, что MBTI наиболее часто используется при работе с типами, в последние годы были
разработаны и другие инструменты; одни из них работают лучше, другие хуже. Консультантам следует
об этом помнить и знать, что прежде чем использовать тот или иной инструмент, как и всякую другую
психологическую процедуру, необходимо убедиться в том, что он надежен и приносит истинные
результаты.)
12. Знакомя респондента с полученной информацией о типе, консультант обязан использовать
все свои знания и опыт.
(Данный тезис, впрочем, справедлив для всех консультантов, а не только для тех, кто занимается
типом.)
Наконец, APT подчеркивает, что для тех, кто использует знания о типе, важно знакомиться с
исследовательскими данными о типе. Гипотезы и выводы о том или ином индикаторе типа не должны
выходить за границы этих данных. Превосходными источниками исследовательских данных являются
«Журнал психологического типа» (Journal of Psychological Type) и Библиотека ресурсов типа в Центре
применения психологического типа.
Кому нужно исследовать тип?
Тип личности — это полезный и мощный инструмент для людей всех возрастов и стадий
развития. Безусловно, с годами уровень понимания себя претерпевает значительные изменения, но, при
непредвзятости и точности объяснений, почти каждый клиент, познакомившийся с концепцией типа,
сумеет обогатить свой взгляд и принять более правильное решение относительно будущей работы.
Особенно изучение типа полезно, на наш взгляд, представителям следующих категорий:
1. Выпускники школ
2. Студенты колледжей, университетов
3. Аспиранты
4. Люди, потерявшие работу
5. Люди среднего возраста, решившие сменить работу
6. Люди, переехавшие на новое место жительства
Приводим ниже общие советы по использованию типа.
1. Обсудите, с какой целью клиенту понадобилось изучать свой тип, и понаблюдайте за его
реакцией на обсуждение. Объясните ему, что не бывает типов плохих или хороших, здоровых или
нездоровых, умных или глупых. Сообщите, что, к каким бы выводам вы ни пришли, полученная
информация обязательно пригодится в дальнейшей карьере клиента. Скажите клиенту, что он получит
Hosted by uCoz