Navigation bar
  Print document Start Previous page
 68 of 309 
Next page End  

способности, которые сейчас позволяют ему быть более объективным и избавляться от излишней
чувствительности в политических вопросах. Он начал работать над осуществлением программ
городского масштаба (где ему помогает логика). Это нелегко, но он заставляет работать голову и поэтому
лучше решает проблемы, которые глубоко волнуют его сердце.
Если вы в жизни прошли через правильное развитие типа, то после пятидесяти вы должны быть
в состоянии использовать все четыре функции — сенсорику, интуицию, логику и этику, исходя из
требований ситуации. Доминантная и вспомогательная функции по-прежнему останутся источниками
ваших главных плюсов, применение третьей и четвертой функций потребует более строгого контроля,
но все-таки в вашем распоряжении окажется более обширный арсенал навыков и взглядов.
Вы помните, как мы сравнили ваши функции с семейством, едущем в автомобиле? Получается,
что при правильном развитии типа ваши третья и четвертая функции (дети на заднем сиденье)
подрастают. Лидирующие позиции остаются, как и раньше, за доминантной и вспомогательной
функциями, но третья функция — это уже взрослый молодой человек, а четвертая функция теперь
напоминает подростка.
Интересно отметить, что использование всех функций открывает перед вами доступ ко всем
преференциям, включая подходы. (Вы не забыли этот термин? Подходы — это экстраверсия,
интроверсия, рациональность и иррациональность.) Если вы — интроверт, может оказаться так, что вам
станут несколько ближе свойства экстравертов: установление новых контактов с людьми, расширение
сферы личных интересов. Если же вы — рационал, то станете приобретать способности, более
характерные для иррационалов: умение расслабиться, включаться в игру, наслаждаться жизнью, а не
только управлять ею.
Поясним нашу мысль на примере. Мариан представляет тип ENFJ. В шестьдесят лет она вошла в
состав присяжных заседателей, рассматривавших дело о противозаконных действиях врача. Поскольку
Мариан — доминантный этик, можно было бы ожидать от нее позиции, основанной на личных
ценностях, иными словами, на сочувствии к пострадавшему. А так как вспомогательная функция
Мариан — интуиция, то она могла бы уделить особое внимание роли людей, призванных в качестве
свидетелей, и схеме поведения, представленной в заслушанных показаниях.
Но Мариан повела себя иначе. Поскольку ей стала ближе сенсорика, она сумела внимательнее
разобраться в содержании ответов свидетелей. В совещательной комнате она вспоминает подробности
и цитирует представленные на процессе свидетельства. Это может показаться странным, но ей удается
сохранить беспристрастность — благодаря ее четвертой функции, логике. Она даже предостерегает
других присяжных от решений, основанных исключительно на сопереживании. Более того, хотя Мариан
— экстраверт, она развила в себе способность внимательно прислушиваться ко всему, что говорят
другие, и только потом брать слово (качество интровертов) и выносить окончательное решение лишь
после того, как она осмыслит услышанное (качество иррационалов).
Может быть, Мариан перестала быть ENFJ и перешла в тип ISTP? Вовсе нет! Просто благодаря
правильному развитию типа она теперь умеет при необходимости обращаться ко всем преференциям. И
в рассмотренном нами случае для нее было естественным тщательно проанализировать все факты и
прийти к беспристрастному решению. Двадцать пять лет назад сделать это было бы ей намного труднее.
Что помогает (и мешает) правильному развитию типа
В этой главе уже говорилось о том, что при воспитании детей целесообразно поощрять их
доминантную и вспомогательную функции. Все мы знаем, воспитание оказало глубокое воздействие на
нашу сегодняшнюю приспособленность к жизни. Но случалось ли вам задумываться над вашими
жизненными обстоятельствами
с точки зрения развития типа? Дети, следуя своим природным
склонностям (при условии поощрения со стороны взрослых), развивают все свои функции и со
временем становятся полностью дееспособными людьми. Те же дети, кому мешали проявлять их
врожденные таланты, могут вырасти неуверенными в себе, не разбираться в своих склонностях и в
своем восприятии мира; а подобная неясность может повлиять на все стороны их дальнейшей жизни, в
том числе и на профессиональную ориентацию.
Чаще всего родители и педагоги ценят в детях те качества, которыми обладают сами. И напротив,
Hosted by uCoz