Navigation bar
  Print document Start Previous page
 296 of 326 
Next page End  

У подростков часто возникают реакции компенсации, которые проявляются в том, что ребенок
пытается устранить у себя свои слабости:
-
реакция эмансипации: стремление вырваться из-под опеки взрослых; невосприятие, отрицание
критики;
-
реакция группирования со сверстниками — группы формируются по интересам, с постоянным
лидером;
-
реакция движения: хобби, увлечения;
-
реакция гиперсексуальности — повышенный интерес к проблеме взаимоотношения полов.
Подросток познает себя, что приводит к формированию физического «Я» — представления о
собственной привлекательности, мыслительного «Я» — представления о своем уме, способностях,
поведенческого «Я».
Юность (14—17 лет) — переход от физической зрелости к зрелости социальной, включение во
«взрослую» жизнь, усвоение норм и правил, существующих в обществе. Это пора выработки взглядов и
убеждений, формирования мировоззрения, стремление к самосознанию, самовоспитанию и
самосовершенствованию.
Юность — период стабилизации личности, но в то же время проявлений юношеского
максимализма в оценках, страстности в отстаивании своей точки зрения.
Таким образом, каждый возрастной период в жизни ребенка имеет свои особенности,
последствия которых могут стать фоном для развития психосоматических расстройств.
В свою очередь, хронические заболевания у ребенка — это тяжелая психическая травма не только
для него самого, но и для всей семьи. Психологическая реакция больного и членов семьи проходит ряд
последовательных стадий.
Шок и неверие. Наблюдаются регрессивное поведение, необоснованные страхи, отрицание
болезни; продолжительность стадии — от нескольких недель до нескольких месяцев.
Протест и страдание. Возможны чувство вины, депрессия, гнев, печаль, оплакивание
утраченного здоровья и разбитых надежд. Дети младшего возраста нередко воспринимают болезнь как
наказание за плохое поведение, ожесточаются при столкновении с вызванными ею ограничениями или
лечением. Подростки боятся стать беспомощными или «не такими, как все», винят во всем родителей
или врачей.
Восстановление. На этой стадии ребенок смиряется с ограничениями, которые вызывает
заболевание. Нормализуются поведение и взаимоотношения с окружающими; появляется вера в свои
силы. Отрицание болезни сочетается с построением планов на будущее. Семья тоже
приспосабливается- к новым условиям. Тем не менее дети с хроническими заболеваниями чаще, чем
здоровые, страдают эмоциональными расстройствами. Психогенные расстройства у детей наблюдаются
чаще, чем у взрослых, и имеют более выраженный соматический характер, обусловленный еще
несовершенной центральной нервной регуляцией вегетативных функций.
Фиксация симптомов осуществляется за счет условно-рефлекторного механизма.
Особенностью детского возраста являются естественная эмоциональная и волевая лабильность,
проявляющаяся в виде непоседливости и взбалмошности. Иногда имеет место враждебное и упрямое
отношение детей ко взрослым. Так как дети являются более эмоциональными, они более открыто
проявляют страх и агрессивность, более внушаемы.
Психопатологические проявления соматизированной депрессии у детей
Расстройства ритма сна и бодрствования
Расстройства сна рассматриваются как компенсаторное или адаптационное изменение в ответ на
заболевание, психологические проблемы.
20—30% родителей жалуются на расстройства сна у своих детей.
А. Ц. Гольбин (1979 г.) разделяет феномены патологического сна у детей на:
-
стереотипии, связанные со сном;
Hosted by uCoz