Navigation bar
  Print document Start Previous page
 40 of 326 
Next page End  

Индивидуальность человека проявляется очень многими признаками, на что обратили внимание еще
мыслители и врачи древности. Аристотель в свое время предлагал по выражению лица различать
здоровых людей, а Гиппократ — особенности состояния больных. Аристотель, в частности, отличал
людей злобных, гневливых от спокойных, доброжелательных, смелых — от трусливых, порядочных —
от бесстыдных.
Внешне индивидуальность человека находит наиболее полное выражение в свойственных ему
особенностях позы, манеры держаться, характере движений, выразительности реакций всего тела,
своеобразии выражения лица, глаз, тонких движений рук. Много индивидуального содержат в себе все
движения человека, в которых находят выражение чувства и переживания. Не случайно стали
общеупотребительными многие выражения, в которых душевное состояние определяется в действиях:
«положа руку на сердце», «руки опускаются», «пасть под ударами рока». Выразительная игра мышц лица
нередко столь тонко отражает душевные волнения, что именно лицо называют зеркалом души.
Индивидуальность определяется не только особенностями и манерой движений, но и типичным
для них сочетанием участвующих в движении групп мышц, а также сопутствующими двигательными
реакциями, сосудистыми изменениями, деятельностью желез. Иными словами, внешняя
индивидуальность раскрывает особенности внутренних психических процессов. В целом чем более
тонки, совершенны и зрелы нервно-психические процессы у индивидуума, тем выразительнее,
содержательнее и ярче внешний облик, и в первую очередь — мимика и жесты.
Еще древние греки обратили внимание на то, что творческий, радостный труд отдаляет старость.
Радостные чувства благотворно сказываются на всем облике человека: делают его лицо здоровым, а
кожу лица — гладкой, подтянутой, эластичной. Наоборот, печаль и грусть — постоянные спутники
пессимизма — сопутствуют мрачной, серой физиономии, придают лицу черты непривлекательности,
делают его некрасивым. Нетрудно видеть, что преобладающие чувства не только находят выражение в
мимике и жестикуляции, не только получают соответствующий аккомпанемент в сосудистых и других
вегетативных реакциях, но, что особенно важно — определяют сложные формы человеческой
деятельности, в частности творческой.
Таким образом, составными частями индивидуальности являются определенные качества
психики, а каждая индивидуальность отличается от другой характерной для нее степенью гармонии
слагающих ее элементов. То же можно сказать и о многих состояниях человека. Они также отличаются
определенными признаками, которые сочетаются по-разному у лиц с разной индивидуальностью.
Здоровье и жизнерадостность характеризуются, в частности, хорошим тонусом произвольной
мускулатуры, что находит свое выражение в первую очередь в позе человека (прямая спина, поднятая
голова, развернутые плечи), в гордой его осанке, живости, активности, свежести и оригинальности ума;
в преобладании мимики радости, бодрости, жизнеутверждающего оптимизма.
Наоборот, усталость, слабость, болезненность находят выражение в падении тонуса
произвольной мускулатуры (согбенная поза, опущенные плечи, сутулая спина, поникшая голова); в
затруднении, вялости, лености мысли; в безрадостном, пессимистическом взгляде на жизнь, в
разлаженном самочувствии, переживании дискомфорта.
Историческая эволюция понятия «душа»
Уровни индивидуальности к настоящему времени обозначают установившимися терминами:
темперамент, характер, личность. Такое деление типично лишь для последних 50—100 лет. В древности
же индивидуальность и личность обозначали более широким понятием — «душа» («душевный человек»,
«тонкая душа», «черствая душа», «великодушный», «слабодушный»).
В Древней Греции душа рассматривалась как дыхание, как кровь, соки организма вообще,
мышление, врожденные идеи разума. Позднее Платон разделил душу на три части. Первая — общая для
человека, животных и растений (чувственная часть), помещенная им в печень; вторая — душа,
обнаруживающая себя в виде чувств гнева и совести, размещаемая в сердце; наконец, третья — разумная
часть души (душа-разум, локализующаяся в голове), с помощью которой человек мыслит, соотносит
события, трактует их, вырабатывает определенное отношение к ним. Эта наивная систематика души,
предложенная идеалистом Платоном, содержит вместе с тем разумное зерно: она показывает
Hosted by uCoz