Navigation bar
  Print document Start Previous page
 41 of 326 
Next page End  

заинтересованность разных органов и систем организма в созидании, конструировании
индивидуальности.
Ученик Платона и Гиппократа, воспитатель Александра Македонского, знаменитый
энциклопедист древности Аристотель утверждал, что душа двойственна: одна ее часть равнозначна
душам животных, является личной и смертной, другая же, принадлежащая вечному, безбрежному
разуму, является духовной и бессмертной. Наиболее интересным в этот период было определение
человеческих способностей, предложенное Гиппократом, а затем усовершенствованное Галеном. Ими
были выделены четыре типа индивидуальности, которые были обозначены термином «темперамент».
Формирование темперамента и характера человека
Индивидуальность, как известно, формируется уже на первом году жизни ребенка. Ее обозначают
по-разному: одни — характером, другие — даже личностью. Правильнее, однако, в этот ранний период
детства говорить о таких качествах, отличающих человека, которые в первую очередь определяются
индивидуальным типом биологических реакций. Иными словами, это и есть темперамент —
врожденные особенности индивидуальности, наиболее косные, консервативные, малоизменчивые и
свойственные человеку на протяжении практически всей его жизни. Такие биологические особенности
функций центральных нервных аппаратов и определяют общий тип реакций нервной системы.
Индивидуальность, данная человеку в особенностях темперамента, является основой для дальнейшего
формирования новых, более тонких ее качеств.
Этим, однако, не исчерпывается обилие человеческих индивидуальностей и далеко не
завершается их изучение. Темперамент является лишь основой, на базе которой формируются другие,
более специфические, совершенные и значимые для человека качества индивидуальности. Таким более
высоким уровнем является характер, то есть индивидуальный тип психических реакций на действие
непосредственных раздражений и впечатлений действительности, формирующийся в детские годы.
Характер больше зависит от меняющихся влияний среды, более тонко и полно, чем темперамент,
адаптирует человека к действительности. Когда говорят о человеке, что он чувствительный,
раздражительный, пассивный или активный, впечатлительный или равнодушный, быстрый в реакциях,
живой, моторно ловкий или медлительный, неуклюжий, вялый в его рассудочной деятельности,
фактически отмечают отдельные качества его характера.
Формирование характера не завершается в детстве, оно продолжается всю жизнь. Основы его
закладываются в детстве, а позднее он подвергается уже несущественным изменениям. Высшим же
уровнем индивидуальности является личность. Начало ее становления относится также к детскому
возрасту, но истинное ее созревание происходит в период взросления, то есть начиная с юношеского (16
лет и старше) возраста.
В особенностях личности человека, как в зеркале, отражаются все свойственные ему качества
индивидуальности, в которых диалектически снимаются типичные для него особенности темперамента
и характера. Слагается личность к концу юношества, началу периода зрелости (20—22 года), хотя и
позднее продолжается ее шлифовка и отделка. Собственно личностью и является тот высший уровень
индивидуальности, который отличается неповторимым типом взаимоотношений с действительностью
и высокой степенью самосознания — сознания своей социальной принадлежности. Нетрудно видеть,
что личность представляет собой такой уровень индивидуальности, содержание которого целиком
определяется социальной сущностью человека. Еще Аристотель говорил, что человек — животное
общественное.
По мере формирования личность отличается рядом особенностей. Так, в юности на основе
индивидуальной личности формируется социальная. Такое формирование происходит неравномерно, не
бесконфликтно. Противоречия, в частности, имеют место в результате сложного взаимодействия между
сложившейся индивидуальностью и теми новыми ее компонентами, которые возникают в связи с
новыми требованиями социальной среды. Такое противоречие чаще ведет не к нарушениям
формирования, а к изменениям формирующейся личности.
Гармония или разлаженность формирования личности порождает либо прямолинейную
личность, соответственно оценивающую действительность, либо разные варианты двуликости
Hosted by uCoz