Navigation bar
  Print document Start Previous page
 100 of 140 
Next page End  

сухими и чистыми, если он выберет их сам в магазине и если они будут украшены
фигурками динозавров, обитателей джунглей или Винни Пуха и его друзей. (Можете
произнести низким рычащим голосом, имитируя голос Тигры: «Никто не захочет писать и
пачкать старого доброго Тигру!»)
Психологическая мотивация ¹ 1. Не думайте, что малыш беспокоится только о
материальных поощрениях - таких как конфеты, одежда и пр. Для него, несомненно, очень
важно ваше одобрение, но, поздравляя его, не переборщите с подарками и «ахами-охами»
по любому поводу - это должно восприниматься как обычное действие. Ваш малыш вполне
осознает, что пользоваться горшком хорошо, но это делает не только он, но и другие дети.
Это не покорение Эвереста, так что не надо таким образом реагировать на удачу малыша.
Просто скажите: «Отличная работа, я знала, что ты сможешь сделать это!» Заверьте его в
том, что с самого начала верили в него.
Психологическая мотивация ¹2. Ваш малыш не только любит вас и ждет вашего
одобрения, но он также хочет быть похожим на тех, кем восхищается. Есть у него любимый
книжный герой? Может быть, он хочет быть похожим на Питера Пэна? Отлично, но ведь
тот не носил подгузников! (Они бы тянули его вниз, когда он летал.) А может быть, он
хочет быть похожим на какого-то киногероя? (Только когда речь идет о горшке, не
выбирайте в качестве героя животное – даже
такое, как Симба или Король Лев.) Не
забудьте добавить, что любимый герой тоже когда-то был обыкновенным маленьким
мальчиком, так же, как он, носил подгузники, а потом научился пользоваться горшком.
Одного не следует говорить: какой-то знакомый малышу ребенок уже научился «ходить»
на горшок. Это непродуктивно, потому что ваш малыш тут же решит, что слишком трудно
научиться чему-то на примере другого ребенка. Более того, он возненавидит этого ребенка,
особенно если это его брат или сестра! В качестве побудительного мотива можно
использовать примеры взрослых людей (любимая воспитательница в детском саду или
кто-то из взрослых родственников могут быть хорошим выбором).
Помогают ли книги и видеоматериалы?
В книжном магазине вы могли видеть довольно много книг, касающихся обучения
реб¸нку умением пользоваться горшком. Книга Натана А. Азрина и Ричарда М. Фокса «Как
научить реб¸нка пользоваться горшком меньше чем за день» («Toilet Training in Less than a
Day»), возможно, лучшая из литературы на эту тему, напечатанной более чем за четверть
века и имеющая два поколения верных последователей.
Но можно ли на самом деле научить малыша пользоваться горшком по книге (не
говоря уж о том, что меньше чем за день)? Не означает ли это то же самое, что научиться по
книге ездить на мотоцикле? Можно прочитать целые тома, написанные инструкторами по
вождению. Не важно, сколько времени потрачено на чтение, несомненно, вы узнаете
гораздо больше за час практической тренировки.
С другой стороны, мы полагаем, что письменные советы приносят определ¸нную
пользу, иначе не стали бы писать эту главу! Только не надо слепо следовать написанному в
книгах, потому что, как правило, считается, что все дети одинаковы и родителей обучают
одному универсальному методу. Таким было наше отношение к книгу упомянутых
авторов.
Азрин и Фокс заявляют, что их метод, если скрупул¸зно следовать ему, сработает с
любым реб¸нком. Первоначально он разрабатывался для обучения умственно отсталых
детей и детей с серь¸зной задержкой развития и сильно «завязан» на поведенческих
технологиях (повторение, подражание и вознаграждение). Если окажется, что реб¸нок не
достиг поставленной цели к концу первого утра, значит, настаивают авторы, вы неверно
следовали их инструкциям. Они просто не допускают отрицательного результата при
Hosted by uCoz