Navigation bar
  Print document Start Previous page
 56 of 140 
Next page End  

очень важно - они вызовут хорошие мысли и добрые чувства.
Мы не сторонники тех специалистов, которые считают, что дети должны свободно
«самовыражаться» безо всякого ограничения, включая и их неприязненные или негативные
мысли и чувства. Наоборот, мы возражаем против этого. Родители должны научить ребенка
контролировать себя, свое поведение. Объясните, что словом можно ранить чьи-то чувства
больнее, чем молотком. Конечно, ребенок чувствует себя лучше, выплеснув свой гнев, но
здесь ставка выше, чем его чувства.
Все мы встречали взрослых людей, которые не восприняли эти основные критерии, и
в результате ведут себя как двухлетние малыши, постоянно хнычущие и приходящие в
бешенство при малейшей: несправедливости. Если кто-то случайно помешает им на трассе,
они тут же выскакивают из машины и начинают осыпать проклятиями и пинать крыло
машины обидчика. Вам ведь не хочется, чтобы ваши дети выросли такими.
Все сказанное вовсе не означает, что дети никогда не должны спорить или показывать,
как они рассердились. Безусловно, всегда найдется предмет для ссоры, поэтому, обучая их
тому, что удары, пинки и оскорбления - неправильный способ выразить себя, мы должны
указать им верный способ выражения своего несогласия с чем-то - даже самым
незначительным. Нужно научить детей спорить честно и результативно, чтобы это
приводило к разрешению конфликта.
Запишите несколько простых правил, касающихся споров, и претворяйте их в жизнь.
Не допускайте никаких оскорбительных вспышек гнева («Я тебя ненавижу!», «Глупее я
никого в жизни не встречала!»). Двухлетнему ребенку довольно просто понять и следовать
золотому правилу, если вы являетесь для него олицетворением этого правила: «Ты же не
хотел бы, чтобы твой брат поступил с тобой так же, поэтому не делай ему плохого».
Еще один важный принцип, который может быстро воспринять даже очень маленький
ребенок: «Из двух неправд не сделаешь одну правду». Вы, родители, должны дать ясно
понять: нельзя одному из детей драться и обзываться потому, что другой начал первым. Вы
должны пресекать любую попытку рассказать длинную историю о том, как «он сделал мне
это, тогда мне пришлось сделать ему так...». Скажите: «Знаешь что? Вот из-за таких
рассуждений началась шестисотлетняя война на Балканах». Наши дети знают об истории
Юго-Восточной Европы больше, чем другие дети их возраста, потому что мы довольно
долго приводили примеры из истории этих стран (это срабатывало, наши дочки редко
спорили больше нескольких минут).
Можно ввести в обиход понятие : «вместо того чтобы отрицать - предложи». Скажите
ребенку: «Если хочешь о чем-то спорить, предложи какую-то новую идею, которая
поможет сестре (или брату) посмотреть на вещи с твоей точки зрения».
Объясните трехлетним детям значение слова «компромисс». Приведите несколько
конкретных примеров, чтобы они поняли, как он достигается. Двухлетние дети уже могут
начинать воспринимать понятия «делиться» и «по очереди». Годовалый малыш способен
понять запреты: «НЕЛЬЗЯ! Не толкай сестренку!» и «Нельзя никого бить!». Главное
-тщательно подобрать слова, понятные детям, тогда как заключенному в них смыслу -
уважению по отношению к другим людям, ненасильственному разрешению конфликтов,
прочным родственным связям между братьями и сестрами - вы будете учить их снова и
снова, в любом возрасте и при любой возможности, потому что вы - их родители.
Наши советы помогут вам справиться с детскими конфликтами в одной семье:
Старый как мир способ, применяемый, чтобы разделить еду, заключается в том, что
один делит печенье, а второй затем выбирает свою часть.
Старайтесь избегать споров, кто будет первым или последним. Нашим детям
зачастую было легче принять безличное решение, бросив монетку. (Только НЕ
ПОЗВОЛЯЙТЕ им начинать перепалку на тему, кто будет головой, а кто - хвостом!) Такой
способ учит детей некоторым представлениям о законах вероятности, что будет для них
полезно на уроках математики в старших классах.
Вам с мужем следует быть образцом такого хорошего поведения, которое вы хотите
Hosted by uCoz