Navigation bar
  Print document Start Previous page
 64 of 140 
Next page End  

- Если не будешь слушаться, то и послезавтра тоже никуда не пойд¸шь.
Услышав это, Люси, надув губы, ответила:
- А мне вс¸ равно!
Тогда Алисия добавила ещ¸ один день «ареста» - потом ещ¸ и е¸ один. Всего Люси
«заработала» две недели домашнего ареста, но так и не ответила на угрозы материю
Очень плохо, что Алисия не учла ограниченные возможности малышей в понимании
времени. В свои два с половиной года Люси не имела абсолютно никакого представления о
том, что на самом деле означают две недели такого наказания, так как едва была в
состоянии думать на несколько минут впер¸д. Она даже не знала, сколько дней в неделе.
Алисия должна была предвидеть реакцию дочери на объявленное наказание; ей надо
было взглянуть на ситуацию глазами своего реб¸нка. Когда угроза «заточения» на один
день не сдвинула девочку с места, стало ясно, это наказание не сработает. В этот момент
было бесполезно переходить к новым угрозам, потому что линия поведения реб¸нка уже
была обозначена. Это было состязание упрямства и воли, и Люси сделала хороший
выстрел, чтобы победить.
Что бы могло сработать в этом случае? Нужно было создать Люси иллюзию крупного
выигрыша и обязательно настоять на возвращении домой. Для такой ситуации «игра с
таймером» - самое лучшее. Вот в ч¸м он состоит: вы приносите кухонный таймер и
говорите: «Давай поиграем. Ты можешь поиграть подольше, пока не просигналит таймер. Я
ставлю его на пят¸рку» - и поставьте таймер на пять минут. «Когда прозвучит сигнал, игра
закончится. Тогда мы поедем домой».
Правила кажутся ясными и справедливыми. Люси уда¸тся остаться (конечно,
недолго). Никто не действует против воли другого – ни мать, ни дочь. Никакого конфликта
не происходит.
Недавно произошел такой случай. Несколько родителей детей, с которыми мой сын
постоянно встречается на детской площадке, расположенной по соседству, подошли ко
мне и сказали, что не желают, чтобы наши дети играли в песочнице вместе. Они
объяснили это тем, что мой сын отбирает у всех игрушки. Но ведь ему чуть больше года!
На самом деле, они, вероятно, не имели в виду, что не хотят его присутствия... скорее,
рассчитывали на ваши действия. Никто не ждет от малыша, которому меньше двух лет,
умения делиться. Однако от вас они ожидали совершенно определенного: вмешайтесь сами,
мы вмешиваться не хотим. Вы должны предпринять какие-то действия до того, как ваш сын
станет толкаться, отбирать игрушки и брыкаться в песке. Другие дети уже запуганы, а в
сознании вашего малыша утвердилась мысль о возможности делать все, что он хочет.
Нет нужды строго наказывать его за агрессивное поведение, потому что наказание
постфактум для такого маленького ребенка совершенно бесполезно. В то же время
предупреждение может иметь эффект.
Это означает, что вы должны находиться рядом с ним, чтобы видеть, что там
происходит, и вмешаться в тот момент, когда малыш вознамерится отобрать чью-то
игрушку или толкнуть кого-то. Вы не должны сидеть на скамейке далеко от песочницы, а
быть на расстоянии протянутой руки, чтобы в момент проявления агрессивных намерений
предпринять необходимые меры.
Это относится как к родителям, так и к няням. «Сидеть с ребенком» применительно к
годовалому
малышу — термин неверный, потому что сидеть в буквальном смысле
приходится очень мало; правильнее было бы сказать «бегать за ребенком». Малыш на
детской площадке — это почти всегда какие-то происшествия. Это не означает, что надо
запретить детям играть. Но вы (или ваша няня) обязаны все время находиться в шаге от
него, чтобы он не подбежал спереди или сзади к детям на качелях, желая тоже «полетать», и
не давать возможности забирать все, что попадется ему на глаза.
Сейчас очень многие родители считают, что детей не нужно учить дружно играть с
другими детьми. Это все получится само собой в процессе игры. Их позиция простая — не
Hosted by uCoz