Navigation bar
  Print document Start Previous page
 10 of 203 
Next page End  

                                                                    Аверьянов Л.Я.
                                            Социология: искусство задавать вопросы.
10
Глава 1. Программа и анкета
Ни для кого из социологов, даже начинающих, не будет открытием
утверждение о том, что любое исследование необходимо начинать с про-
граммы, с установления некоторых концептуальных положений, логико-
формализованного их изложения и определения путей и способов решения
той или иной задачи. Лишь после этого приступают к разработке методики
исследования, в данном случае анкеты. И это единственно возможный путь,
хотя взаимосвязь программы и методики исследования не так проста и пря-
молинейна. Однако в практике социологических исследований часто посту-
пают как раз наоборот: начинают с методики, в частности с составления ан-
кеты, затем выстраивают некоторое теоретическое осмысление - для чего
нужны вопросы и что делать с полученным материалом, т.е. разрабатывают
систему анализа первичной социологической информации, ответов респон-
дентов. Но это напоминает человека, который купив костюм, пытается его
приспособить на себя. Так, конечно, тоже можно делать, но лучше все-таки
делать наоборот.
Надо ли "выдумывать" анкету?
Элизабет Ноэль в книге "Массовые опросы. Введение в методику де-
москопии" на первых же страницах раздела, посвященного анкете, пишет:
"Формулирование вопросов "анкеты" - это не самый первый шаг в исследо-
вании, которое обычно начинается с определения задач, целей и исследуе-
мых (целевых) вопросов. Этот первый этап многих исследований очень кра-
ток и его решающее значение как особой фазы не всегда осознается в полной
мере. Своеобразное нетерпение концентрирует внимание всех участников
исследования на составлении анкеты, как будто лишь в этом заключается
решение поставленной проблемы. Непонимание значимости подготови-
тельного этапа, а также недооценка трудностей при составлении анкеты
проявляются в том, что иногда не считают нужным определить проблему
исследования, обосновать необходимость репрезентативного исследования,
а вместо этого предпочитают "выдумывать" анкету"¹.
Нередко с этим сталкиваешься и в отечественной социологии. Это
болезнь многих начинающих социологов. Желание как можно скорее полу-
чить результаты настолько велико, что они выбирают, как им кажется, самый
короткий путь, начиная сразу "сочинять" анкету.
На первый взгляд и в самом деле, составление анкеты не представля-
ет большого труда, а формулирование вопросов - большой премудрости.
Ведь в жизни мы ежедневно задаем друг другу десятки, а, если очень любо-
пытны, то и больше вопросов. Так почему бы так же не сделать и в анкете? И
вот берется чистый лист бумаги, карандаш, ручка и начинается "фантастиче-
ская" работа: анкета и вопросы составляются на интуитивном уровне, при
этом составители исходят из обыденных представлений о том, что надо, а
что не надо. Я не побоюсь сказать, что это типичный метод работы начи-
                                                                
1
Ноэль Э. Массовые опросы. Введение в методику демоскопии. - М., 1978. - С. 76.
Hosted by uCoz