Navigation bar
  Print document Start Previous page
 102 of 203 
Next page End  

                                                                    Аверьянов Л.Я.
                                            Социология: искусство задавать вопросы.
102
опаздываете на работу?" ответы весьма существенно отличаются. Получает-
ся, что другие опаздывают намного чаще, чем сам опрашиваемый.
2. Нередко предлагаемое в вопросе действие респонденты оценива-
ют как обобщенное, типичное, т.е. как действие, которое они обычно со-
вершают. В вопросе "Откладываете ли Вы иногда на завтра то, что должны
сделать сегодня?" слово иногда, которое подразумевает какое-то разовое дей-
ствие (и конечно же хоть раз в жизни, но мы откладываем на завтра то, что
должны сделать сегодня), опускается. Действие "откладывать" воспринима-
ется респондентом как неточное типичное действие, и потому ответ звучит
так: "Нет, обычно он не откладывает на завтра то, что должен сделать сего-
дня". Обычно - хотя в вопросе стоит иногда. В результате получается разно-
чтение в понимании смысла вопроса и информации, которая описывает со-
вершенно другое действие по сравнению с предполагаемым в анкете.
3. Ответ на вопрос - это всегда восприятие его содержания в неко-
тором логическом контексте рассуждений респондента. Человек воспри-
нимает мир в определенной целостности, строит единую систему взаимо-
связи наблюдаемых явлений.
Скажем, в анкете респондента спрашивают о настроении, о зарплате,
о планах на будущее, о желательных и нежелательных привычках и пр. Но
человек, читая эти вопросы, старается увидеть их не в произвольном наборе,
а как единое целое, выявить некое связующее звено. Он неосознанно стре-
мится свести разрозненные вопросы анкеты в какую-то систему, выстроить
некоторую логическую цепь. Как правило, такая логическая взаимосвязь ус-
танавливается посредством отыскания частного распределения какого-то
признака. Если в вопросах часто употребляются понятия "дисциплина", "ра-
бота", то у респондента может сложиться мнение, что в анкете выясняются
проблемы производственной деятельности, хотя на самом деле анкета про
любовь и дружбу между народами. Респондент выстраивает свою логиче-
скую систему, однако она может быть ложной, поскольку не соответствует
системе логической взаимосвязи, построенной исследователем. Тем не ме-
нее, в ответах на поставленные вопросы респондент начинает строго следо-
вать контексту своих логических рассуждений. Искажается смысл вопросов,
поскольку они рассматриваются уже не сами по себе, а в рамках придуман-
ного им логического рассуждения. Это ведет к противоречивым, а часто и к
неверным ответам. Такие ответы явно не отражают содержания поставлен-
ных вопросов, как в примерах с контрольными вопросами на искренность. В
равной степени это касается и других вопросов.
4. Имеет место и случайность выбора той или иной альтернативы,
когда респондент не вдумался в вопрос, ошибся в отметке или, не затрудняя
себя чтением вопроса, просто обвел кружком первую альтернативу. Такие
непроизвольные ошибки бывают практически в каждом исследовании и
достигают порой 5-7% в зависимости от сложности анкеты.
В социологическом исследовании контрольные вопросы на лживость
и приукрашивание используются редко, наверное потому, что одним вопро-
сом здесь не обойтись, а задавать их много нежелательно, поскольку объем
анкеты всегда ограничен.
Hosted by uCoz