Navigation bar
  Print document Start Previous page
 103 of 203 
Next page End  

                                                                    Аверьянов Л.Я.
                                            Социология: искусство задавать вопросы.
103
Логические ошибки вопроса
Логические ошибки при разработке вопросов допускаются довольно
часто. Из всего множества и многообразия ошибок, встречающихся в анке-
тах, выделим наиболее типичные.
Прежде всего отметим большую группу ошибок, когда в анкете под
видом одного вопроса задается несколько (два-три и более) вопросов. "Знае-
те ли Вы, какие спортивные секции работают в спортивном комплексе и их
расписание?" По существу здесь задано два вопроса: "Какие спортивные сек-
ции работают?" и "Знаете ли Вы расписание работы спортивных секций?" 
Задавая респонденту такой сдвоенный вопрос, исследователь тем са-
мым ставит его в довольно трудное положение, поскольку тот или иной от-
вет, может соответствовать одному вопросу и не соответствовать другому.
Он может знать, какие секции работают в спортивном комплексе, но не зна-
ет их расписание.
Здесь могут быть три варианта не правильно построенного вопроса.
1. Наличие противоречия. Любой ответ на дихотомический вопрос
противоречит одному из подвопросов. "Скажите, пожалуйста, любите ли Вы
кататься на коньках и на лыжах?" (варианты ответа: "да", "нет"). Если он лю-
бит кататься на коньках и не любит кататься на лыжах, то любой ответ будет
обязательно противоречить другому.
2. Отсутствие
пояснительных альтернатив. Нельзя ответить ни
"да", ни "нет", а требуется развернутый ответ. "Скажите, пожалуйста, предпо-
читаете ли Вы ходить летом пешком на работу или пользоваться каким-либо
транспортом?" Этот вопрос требует полного ответа: "Летом я предпочитаю
ходить на работу пешком".
Таким софистическим приемом пользовались еще в древнем мире. За-
давался вопрос: "Прекратил ли ты бить своего отца?" ("да", "нет"). Если отве-
тить "да", то получается, что ты бил своего отца, если "нет", выходит, что и
сейчас бьешь. Здесь необходим развернутый ответ: "Я никогда не бил и не
бью своего отца".
3. Неполнота набора альтернатив. Ответы на вопрос с подвопроса-
ми фиксируют только какой-нибудь один из подвопросов. Например:
"ЛЮБИТЕЛЕ ВЫ ПУТЕШЕСТВОВАТЬ ИЛИ ОТДЫХАТЬ В САНА-
ТОРИИ ВО ВРЕМЯ ОТПУСКА?"
Я люблю туристические походы............................     (    )
Я люблю экскурсии по городам............................. …  (    )
Я люблю путешествовать поездом.........................   (    )
В данном примере ответы фактически относятся к первому подвопро-
су "Любите ли Вы путешествовать...", а второй подвопрос остается без вари-
антов ответа.
Ошибка множественности вопросов довольно распространенна и вы-
звана стремлением исследователя снять как можно больше информации в
одном вопросе, что приводит к логическому нарушению, а следовательно и к
неверно поставленному вопросу.
Hosted by uCoz