Navigation bar
  Print document Start Previous page
 105 of 203 
Next page End  

                                                                    Аверьянов Л.Я.
                                            Социология: искусство задавать вопросы.
105
Подмена понятий происходит и вследствие неправильного или не-
точного их употребления. За каждым классом, группой явлений обществен-
ной практикой закрепляется несколько понятий, описывающих данные яв-
ления. Одни из них бывают точными, другие менее точными, описывающи-
ми явление приблизительно, отражающими не всего его существенные ха-
рактеристики. Грамотно построить свою речь, в немалой степени означает
правильно подбирать понятия, а для этого требуется большая работа, хоро-
ший профессионализм и нередко настоящее  искусство. Помните, как у В.
Маяковского: "... единого слова ради изводишь тонны словесной руды". Если
исследователь хочет, чтобы респондент понял его однозначно, он должен
точно подбирать понятия. Так к примеру, нельзя говорить и писать "Правила
пользования" автобусом или метро, точнее "Правила проезда". Пользоваться
можно только мелкими вещами, игрушками, авторучкой и пр.
В вопросе "Как часто Вы обращаетесь за помощью в медицинские и
оздоровительные учреждения?" (с альтернативами поликлиника, здравпункт,
больница, санаторий-профилакторий, учреждения отдыха) не точно исполь-
зуется понятие "обращаться за помощью" применительно к некоторым аль-
тернативам. "Обра-щаться за помощью" можно в поликлиники, здравпункты.
Оно предполагает кратковременное, разовое посещение этих учреждений.
Слова "больница", "санаторий", "учреждения отдыха" требуют других поня-
тий: "Вы когда-нибудь лечились в больнице?", "Вы когда-нибудь лечились в
санатории?", "Вы когда-нибудь отдыхали в доме отдыха?". Использовать по-
нятия надо очень осторожно и внимательно.
Неправильное применение понятий может исказить смысл вопроса.
Так, в исследовании по изучению условий труда и быта рабочих шахт в ан-
кете был записан вопрос "Влияет ли режим труда и отдыха на качество Ва-
шей работы?". Социолог предполагал изучить, каким образом существующий
режим рабочих смен (дневные, вечерние, ночные) влияет на качество их
труда. Та чехарда, которая была на шахте со сменами (когда шахтеры не зна-
ли в какую смену они будут работать на следующей неделе), по предположе-
нию социолога должна была отрицательно сказываться на эффективности и
качестве труда. Однако, по результатам исследования, оказалось, что смен-
ность не влияет на качество труда. Тщательный анализ противоречивого
факта показал, что рабочие поняли под "режимом труда" в вопросе чередова-
ние работы и отдыха в течение рабочей смены. Интерпретация понятийного
образования "режим труда и отдыха" у социолога и шахтеров оказалась раз-
личная.
К типичным ошибкам подмены и определения понятий относятся
ошибки рассогласований понятий.
Дело в том, что любое понятие приобретает смысловое содержание
только через другое, вернее, через другие понятия, содержание которых оп-
ределенно, однозначно. В противном случае, если ни одно или хотя бы одно
из понятий не определено, или, как говорят логики, не аксиоматично, не-
возможно вывести содержание и третьего, искомого понятия. Так, набор
альтернатив есть по существу понятийное описание вопроса, или искомого
понятия, ибо без описания вопрос теряет смысл, повисает в воздухе. Если
Hosted by uCoz