Navigation bar
  Print document Start Previous page
 111 of 203 
Next page End  

                                                                    Аверьянов Л.Я.
                                            Социология: искусство задавать вопросы.
111
полчаса и молодой человек решил, что она его уже не любит, а на самом де-
ле просто долго не было автобуса.
И только благодаря этому мы частенько, попадаем впросак, т.е. стро-
им свои действия в соответствии с нашей интерпретацией явлений, а не с ее
истинной сущностью, и в результате получаем не то, на что рассчитывали.
Молодые супруги часто спорят только потому, что не понимают один друго-
го, неправильно интерпретируют действия друг друга (возможно, это явля-
ется одной из причин развода после недолгого супружества, потому что суп-
руги еще не научились понимать друг друга). Только в процессе длительного
общения они начинают понимать, что стоит за тем или иным словом и дей-
ствием.
Анализируя результаты опроса, социолог не может сказать порою
достаточно точно, что стоит за той или иной цифрой. И если на вопрос об
удовлетворенности работой 80% опрошенных ответили, что удовлетворены
ею, то это еще не значит, что полученные данные можно интерпретировать
как удовлетворенность именно работой, а не какими-нибудь другими при-
входящими моментами. Так, опрос молодых рабочих об удовлетворенности
работой выявил закономерность, что с увеличением стажа работы на пред-
приятии повышается и их удовлетворенность трудом. Является ли это след-
ствием социальной и профессиональной адаптации молодых рабочих на
предприятии, роста заработной платы или их настоящая работа хороша по-
тому, что не мешает учиться в институте, техникуме. Так и оказалось, когда
мы проводили исследования среди молодых шоферов.
Когда давным-давно ввели школьную форму для девочек, многие из
них поначалу были весьма недовольны ею. Но в конце учебного года о но-
вой форме многие школьницы стали отзываться весьма положительно. О
чем говорит полученная информация? О том, что она и в самом деле хоро-
шая или о том, что школьницы просто привыкли к ней. Проведя социологи-
ческий опрос об отношении к новой форме и получив довольно много по-
ложительных ответов, социологи не могли сделать однозначный вывод. Бы-
ло неясно либо форма получилась действительно удачной, либо школьницы
в течение года привыкли к ней, приспособились, и на вопрос, удобна ли
форма, отвечали "да", хотя на самом деле возможно, что неудовлетворен-
ность ею осталась.
К любым цифрам будь-то проценты, абсолютные значения, индексы
и пр. при анализе социологической информации необходимо подходить
очень осторожно, всегда четко представляя себе, какую объективную реаль-
ность они отражают. Иначе можно получить такие несуразицы, которые по-
том могут привести к негативным социальным последствиям.
Значит ли это что мы вообще не можем доверять цифрам социологического
исследования, не верить своим ушам и глазам? Нет, конечно. Эмпирические
исследования, данные социологических опросов являются основной (хотя и
не единственной) выводов и заключений социологов. Но к интерпретации
этих данных необходимо подходить очень осторожно, и только убедившись
неоднократно в истинности посылок и их обоснованности данных. Прежде
чем дать оценку тем или иным процессам, необходимо всесторонне рас-
Hosted by uCoz