Navigation bar
  Print document Start Previous page
 114 of 203 
Next page End  

                                                                    Аверьянов Л.Я.
                                            Социология: искусство задавать вопросы.
114
предлагают респонденту поиск истины в некоей определенной области, от
него требуется только ответить на вопрос, согласен он или не согласен с за-
данными альтернативами.
Но другого пути в познании общественных явлений, пожалуй, и нет.
Приступая к исследованию той или иной проблемы (социального явления),
мы уже имеем предварительное представление о ней. Знание того, что мы
ничего не знаем, уже есть знание об этот незнаемом. Сформулировав кон-
цептуальную часть своего исследования, социолог как бы очертил круг сво-
его знания об изучаемом явлении, проблеме, выдвинул гипотезы, наметил
пути дальнейшего продвижения в область незнаемого. Это теоретическое
представление необходимо проверить, что и делает социологическое иссле-
дование.
Социология, как уже говорилось, в качестве метода социального по-
знания, впрочем, как и любая другая социальная наука, в методической своей
части ничего нового не открывает, а только подтверждает или опровергает
некоторые наши теоретические концептуальные построения.
Анализируя ответы респондентов в социологическом анкетном опро-
се, мы подтверждаем или опровергаем наши гипотезы, заложенные в про-
грамме социологического исследования. Естественно, и респонденты "рабо-
тают" в рамках нашего теоретического представления, невзирая на то, согла-
шаются они с нами или нет. Основная опасность при этом заключается в
том, что сама по себе теоретическая часть, логически обоснованная, может
оказать спонтанное влияние на рассуждения респондентов, "переманив" не-
которых из них на сторону социолога, что естественно, сказывается на чис-
тоте исследования. Респонденту может понравиться какой-нибудь ответ,
предложенный в анкете, и он выберет его, хотя до того мог иметь иное пред-
ставление, отличное от предлагаемого. Респондент может полениться про-
тивопоставить свою логику системе рассуждений исследователя и последо-
вать за ним. Все это, конечно, сказывается на достоверности получаемого
знания.
2. На респондента могут оказать влияние вопросы, специальным об-
разом сформулированные.
Выстраивая вопрос, социолог выражает свою позицию и тем самым в
неявной форме может предопределить ответ респондента. Например, поме-
щает значимую альтернативу первой, положительно формулирует вопрос,
если по его мнению требуется положительный или отрицательный ответ.
"Улучшилась ли организация труда в Вашем отделе?" задает исследователь
вопрос, и респонденту ясно, что организация труда должна улучшиться, что
от него ждут положительного ответа. Часть респондентов отвечает согласно
пожеланиям социолога.
Э. Ноэль приводит такой пример. ""Почему Вы обычно сами печете
пироги, вместо того, чтобы покупать готовые? В самом деле только ради
экономии денег? Или потому, что Вы считаете Ваши пироги лучшими? Не
является ли эта Ваша работа вершиной Вашей деятельности как домашней
хозяйки, деятельности, на которую обычно обращают слишком мало внима-
Hosted by uCoz