Navigation bar
  Print document Start Previous page
 118 of 203 
Next page End  

                                                                    Аверьянов Л.Я.
                                            Социология: искусство задавать вопросы.
118
ского рассуждения автора исследования, респондент тем не менее может
пытаться навязать социологу и свою точку зрения, собственную логику рас-
суждения. Правда это может осуществиться в своеобразной форме. Возмож-
но он избегает ответа, пропускает вопрос (здесь более или менее понятна его
позиция) или отвечает, но его выбор ответа неадекватен ситуации поведе-
ния, что может быть предметом особого исследования. Не всегда можно с
уверенностью объяснить, почему респондент выбрал эту альтернативу, а не
другую, чтобы противодействовать влиянию социолога. 
Может быть несколько вариантов.
1. Респондент соглашается с логикой рассуждения исследователя и
в соответствии с ней, как со своей собственной, выбирает ответ в альтерна-
тивном наборе.
2. Респондент не согласен с мнением исследователя, но не желает
утруждать себя лишней работой и пассивно идет в русле рассуждений со-
циолога, выбирая альтернативу, более или менее соответствующую его мне-
нию.
3. Респондент, выбирая из предложенного ряда альтернативу, вы-
ражает точку зрения не свою и не исследователя, а некоторую общеприня-
тую. Идет своеобразная игра в поддавки. Респондент тоже знает, что такое
хорошо и что такое плохо, и если он не хочет высказывать свое мнение, то
выражает общее мнение. В этом случае исследователь получает информацию
не о реальном протекании процесса или отношении респондента к изучае-
мому явлению, а информацию о том, знает ли последний общепринятую,
официальную позицию. Мы спрашиваем, кк респондент относится к мелко-
му хищению на предприятии. В результате опроса оказывается, что боль-
шинство респондентов относятся к этому явлению отрицательно, порицают
подобные факты поведения. Но значит ли это, что они в самом деле отно-
сятся отрицательно к этому, а не просто выражают официальную точку зре-
ния? Скорее всего последнее, поскольку на практике, как известно, часть ра-
ботников, от рабочих до служащих, относится к этому весьма терпимо. Если
бы было иначе, то мелкого хищения, наверное, не было бы совсем.
4. Альтернатива выбрана чисто случайно, механически.
Влияние на респондента оказывает исследователь через язык, инто-
нацию, стиль текста, специфические выражения. Можно сказать, что у ис-
следователя больше возможностей оказать влияние на респондента, чем из-
бежать его. И тем не менее необходимо по мере возможности строить анкету
и вопросы таким образом, чтобы респондент оставался один на один со сво-
им мнением. И в самом деле, ведь социолога интересует мнение опрашивае-
мых, а не его самого высказанное устами респондентов.
Говорите словами респондента
Для того, чтобы респондент понял исследователя, нужно говорить на
его языке. Нередко это правило забывается. Социологу иногда кажется, что
если он сам себя понимает, то и другие тоже должны его понять. Но люди
говорят на разных "языках" и это надо учитывать. Иногда приходится потра-
тить много сил и времени, чтобы найти общий язык с опрашиваемым. Каж-
Hosted by uCoz