Navigation bar
  Print document Start Previous page
 122 of 203 
Next page End  

                                                                    Аверьянов Л.Я.
                                            Социология: искусство задавать вопросы.
122
Сложность взаимоотношений исследователя и респондента в процес-
се анкетного опроса заключается в том, что в любом случае, желает того ис-
следователь или нет, но через слова и словосочетания анкеты, манеру обра-
щения и построенную систему предложений исследователь выражает свое
отношение к опрашиваемым. Недоверие респондента к исследователю, от-
сутствие взаимного контакта, заинтересованности часто появляются тогда,
когда социолог не осознает, что в анкете отражается он сам, его неумение
настроиться на респондента как на личность, как на равного партнера, собе-
седника. Насколько это существенно, читатель увидит дальше.
Не забывайте о респонденте как о личности
При разработке анкеты иногда возникает парадоксальная ситуация:
желая получить надежные результаты в ходе социологического опроса, со-
циолог думает только о вопросах и начисто забывает о респонденте. Почему-
то считается, что респондент обязан отвечать на все вопросы и что он все
равно ответит, что бы ему ни предложили в качестве вопроса. В этом выра-
жается непонимание роли респондента в исследовании и даже проявляется
элементарное неуважение к нему, недооценка сущности взаимоотношений
между социологом и респондентом.
Когда я каждое утро и каждый вечер прохожу мимо контролера в мет-
ро и предъявляю ему проездной билет, я не вижу его как человека, обладаю-
щего всем многообразием и богатством личностных характеристик. В дан-
ный момент он выступает только как исполнитель определенной функции,
впрочем, и он воспринимает меня только в качестве пассажира, имеющего
или не имеющего проездной билет, которого следует пропустить или не
пропустить в метро. Это естественно. При всем многообразии связей между
людьми функциональные и признаковые связи самые экономные, но, согла-
ситесь, не самые приятные.
Когда Вы входите в магазин и продавец встречает вас с улыбкой и Вы
отвечаете ему тем же - это уже совсем другие отношения, нежели просто
функциональные. Здесь возникает определенная реакция и желание снова
посетить этот магазин. По существу и Вам, и продавцу, с которым Вы всту-
паете в чисто функциональные отношения, вовсе не безразлично, как они
складываются. Даже в тот короткий миг, когда совершился мимолетный кон-
такт, между людьми устанавливается гамма отношений, каждый раз различ-
ных, иногда, к сожалению, таких, которые могут испортить настроение на
весь день, или, наоборот, сделать его прекрасным.
Так и в анкетном опросе. Респондент для социолога по существу вы-
ступает только носителем определенной информации и обладателем опреде-
ленного признака. Между ними устанавливаются определенные функцио-
нальные отношения: социологу, естественно, нужны ответы респондента. Но
респонденту далеко не всегда нужны вопросы социолога, и он вправе не от-
вечать на его вопросы или отвечать так формально, что ответы окажутся не-
нужными. Отвечать на вопросы социолога никто не обязан, никто не вправе
заставить респондента сделать то, чего он не хочет - заполнить анкету. По-
этому прямая обязанность социолога постараться, чтобы респондент захотел
Hosted by uCoz