Navigation bar
  Print document Start Previous page
 124 of 203 
Next page End  

                                                                    Аверьянов Л.Я.
                                            Социология: искусство задавать вопросы.
124
нальности выражений. Поэтому при построении анкеты и формулировании
вопросов всегда следует помнить о респонденте, добиваться того, чтобы ан-
кета была человечной, мягкой, если хотите, уютной, чтобы каждый респон-
дент чувствовал, что интересуются лично его мнением, обращаются именно
к нему, а не к абстрактной единице опроса. Только при соблюдении этого
условия можно успешно решать исследовательские задачи.
Анкета должна быть корректной
Это требование не только хорошего тона. Вежливо составленная ан-
кета, без сомнения, хотя это пока и не исследовано, способствует достиже-
нию надежных результатов и повышению качества опроса. Почему без со-
мнения? А вот почему. Приятно ли разговаривать с грубым, невоспитанным
человеком? Думаю, что это мало кому доставит удовольствие. Так же непри-
ятно отвечать и на невежливую анкету. Заботясь только о вопросах, как уже
говорилось, социолог иногда строит анкету не только сухо, казенно, но даже
эгоистично. После прочтения такой анкеты складывается впечатление, что
социологу не было никакого дела до респондента, т.е. ему было безразлично,
как тот воспримет анкету. Ему нужны только ответы, и он их просто требует:
"Ваша профессия?", "Ваш пол?", "Сколько раз в месяц нарушали правила до-
рожного движения?", "Сколько у Вас штрафных баллов?", "Вы думаете уволь-
няться?" и пр.
Однако социологическая анкета - это не листок по учету кадров. Она
предполагает целую систему отношений между исследователем и респон-
дентом. Анкета - лицо социолога, характеризующее его манеры, поведение
и, если хотите, уровень воспитания и культуры общения. Социолог должен
подумать о том, какое впечатление он производит, поскольку от того, как
респондент отнесется к социологу, зависит его отношение ко всему исследо-
ванию в целом, отвечать на вопросы он будет с желанием помочь, принять
участие в работе или же без всякого желания, лишь бы отделаться.
В принципе создать вежливую по форме анкету не особенно трудно.
Для этого необходимо соблюсти главное условие: искренне уважать респон-
дента. Это уважение проявляется даже в манере задавать вопросы, в исполь-
зовании тех или иных слов и предложений. Имеются и некоторые формаль-
ные приемы вежливого обращения, например, не бояться лишний раз по-
вторить слово "пожалуйста". "Скажите, пожалуйста, где Вы встречаетесь со
своими друзьями после работы чаще всего?" или "Отметьте, пожалуйста, на
шкале уровень дружеских отношений в Вашей студенческой группе". Вежли-
вое обращение может выражаться в стиле вопроса, его формулировке, форме
обращения к респонденту. "Как, по Вашему мнению, можно оценить отно-
шения руководителя к подчиненным в отделе, где Вы работаете?" Вариации
вежливого обращения могут быть самыми разнообразными: "Как Вы считае-
те...?", "Не можете ли Вы ответить на такой вопрос...?", "Считаете ли Вы воз-
можным...?", "Какие возможности имеются, на Ваш взгляд...?", "Попытайтесь,
пожалуйста, вспомнить...?", "Постарайтесь представить себе..." и т.д.
Нельзя и злоупотреблять одной какой-либо формой вежливого обра-
щения. Если постоянно из вопроса в вопрос использовать например, слово
Hosted by uCoz