Navigation bar
  Print document Start Previous page
 126 of 203 
Next page End  

                                                                    Аверьянов Л.Я.
                                            Социология: искусство задавать вопросы.
126
лучения нового знания, респондент оказывается далеко не пассивным ли-
цом. И дело здесь не только в том, что если респондент не заинтересован и
не хочет отвечать на вопросы или отвечает недобросовестно, а еще и в том,
что только в процессе обоюдного анализа той или иной проблемы (исследо-
ватель со своей стороны, респондент - со своей) можно докопаться до исти-
ны. От респондента, конечно, не надо ожидать знания истины в последней
инстанции. Это задача социолога. От респондента требуется только тща-
тельное обдумывание, напряженный поиск ответа на заданный вопрос. Но
все это можно получить только в том случае, если респондент активно
включается в осмысление поставленных перед ним задач.
Встаньте на место респондента, вспомните те ситуации, когда к Вам
обращались за помощью в решении каких-либо проблем, и Вы увидите, что в
зависимости от того, как к Вам обращались, они и решались. Практика руко-
водства прямо подсказывает, что в зависимости от того, в какое положение
по отношению к себе Вы ставите другого, скажем, в ситуации "руководитель
- подчиненный", соответствующим образом и решается та или иная задача.
Не считайте, что респондент обязан отвечать на Ваши вопросы, что он ниче-
го не понимает и что Вы можете его перехитрить.
Исследователю при решении определенной задачи может потребо-
ваться выяснение непосредственной реакции респондента на вопрос анке-
ты. Для этого необходим особый метод исследования. Так, в одной из анкет
социолог предварял вопрос такой фразой: "Отвечайте быстро, не думая". Не
будем останавливаться на стилистической некорректности данной фразы.
Человек всегда думает, как бы быстро он не отвечал. Но смысл этого требо-
вания заключается в том, чтобы респондент отвечал спонтанно, брал пер-
вый же возникший в уме ответ, отвечал быстро, долго не размышляя, ни с
кем не советовался. Спонтанные ответы показывают непосредственное от-
ражение в сознании человека некоторых явлений или выражают мнение,
являющееся для респондента важным, существенным, определенным без
всякого сомнения.
Такой подход к снятию информации имеет смысл при решении ряда
специфических задач. Но вот когда вопрос касается того, какой холодильник
хотел бы купить опрашиваемый, нас интересует не спонтанная установка на
выбор той или иной марки холодильника, обусловленная, скажем, общим
мнением, а реальное поведение при покупке холодильника. Здесь требуется
уже аналитическая работа респондента.
При спонтанной реакции респондент может ответить, что он предпо-
читает холодильник зарубежного производства, но в действительности он
может купить и отечественный холодильник. В своем ответе он может про-
сто высказать общую положительную оценку данной марки холодильника, а
при покупке холодильника его выбор может определяться целым рядом фак-
торов, обусловливающих то или иное решение, например, стоимостью, объ-
емом, габаритами, внешним видом. Выбор зависит и от конкретной ситуа-
ции. Допустим, вам требуется холодильник на дачу, т.е. он будет использо-
ваться три месяца в году. Тогда покупать большой холодильник не имеет
смысла, даже при самых лучших его характеристиках.
Hosted by uCoz