Navigation bar
  Print document Start Previous page
 130 of 203 
Next page End  

                                                                    Аверьянов Л.Я.
                                            Социология: искусство задавать вопросы.
130
искренне, боится открыто выразить свое мнение, скажем, высказать отноше-
ние к  своему непосредственному руководителю, или, не будучи уверенным
в правильности своего взгляда на предлагаемую анализу явление, дает слу-
чайный ответ.
Практика социологических исследований и методический анализ от-
ветов респондентов показывают, что опрашиваемые, как правило, стараются
отвечать искренне, т.е. выбирают те ответы, которые соответствуют их мне-
нию. Безусловно имеются случаи, когда респондент уходит от искреннего
ответа и выбирает другой, ложный, с его точки зрения, ответ, не отражаю-
щий объективную реальность. Но это бывает сравнительно редко. Почему?
Потому что в этом случае опрашиваемому приходится проделывать доволь-
но сложную умственную работу.
Дело в том, что для респондента анкета представляет собой хаотиче-
ский набор вопросов (об этом мы еще будем говорить), где каждый из них
существует как бы сам по себе, самостоятельно, вне связи с другими. Если
только респондент абсолютно не вдумывается в вопросы анкеты и не отме-
чает механически первый попавшийся код (такое случается у отдельных рес-
пондентов, если их замучить вопросами), то для того, чтобы выбрать нуж-
ный ответ, он должен ввести вопрос в систему своих рассуждений и оты-
скать в ней ответ в соответствии с контекстом определенных событий. Это
необходимый процесс, поскольку любое событие и явление объективной ре-
альности существуют в сознании человека не сами по себе, а в некоторой
взаимосвязи с другими событиями, явлениями и обязательно в какой-то
единой системе. В этой системе сущностное значение каждого явления оп-
ределяется в контексте прошлых явлений и событий. Чтобы выявить значе-
ние нового, предлагаемого, явления, в данном случае анкетного вопроса,
респондент должен сначала ввести его в контекст своих рассуждений, в це-
почку прошлых событий и явлений. Далее, он должен найти ответ, нужный,
или истинный, в том смысле, чтобы он отвечал определенной логике разви-
тия событий, или, говоря иными словами, концептуальной логике.
Например, мы спрашиваем у респондента, что мешает ему хорошо ра-
ботать. Прежде чем ответить на заданный вопрос, выбрать ответ из предло-
женного ряда альтернатив, он должен мысленно построить систему рассуж-
дений и определить, что такое плохо и что такое хорошо работать, выяснить,
что мешает и что способствует хорошей работе, рассматривая это комплекс-
но, с учетом всех факторов в их ранговой последовательности, представив
себе описанное в некоторых временных и пространственных рамках и т.д. И
только после этого он должен вывести правильный, т.е. соответствующий
логике его рассуждений, ответ. (Здесь опять необходимо подчеркнуть, что
логика рассуждений опрашиваемого может быть и неправильной, т.е. не со-
ответствующей тому объективному процессу, который мешает или способст-
вует его хорошей работе). Это трудно сделать, отвечая даже на простые во-
просы, выясняющие установки. Вот почему отвечать на вопросы анкеты все-
гда трудно.
Работа с анкетой вызывает усталость, поскольку требует умственного
напряжения, особенно у неподготовленных людей. Нередко именно из-за
Hosted by uCoz