Navigation bar
  Print document Start Previous page
 132 of 203 
Next page End  

                                                                    Аверьянов Л.Я.
                                            Социология: искусство задавать вопросы.
132
Проблема искренности и неискренности респондентов не самая
сложная в социологическом исследовании. В связи с проблемой достовер-
ности результатов правильнее говорить не о неискренности респондентов, а
о качестве проведения всего исследования, прежде всего о правильном и
грамотном построении вопросов и анкеты в целом. Чаще всего респонденты
стремятся отвечать искренне, но из-за ошибок исследователей они оказыва-
ются в таких условиях, что вынуждены отвечать неправильно: не понят во-
прос, неправильно подобраны альтернативы, анкета утомительна, много-
словна и пр. Можно утверждать, что в 99 случаях из 100 в недостоверности
результатов исследования виноват сам исследователь. Если результаты со-
циологического исследования оказались неверными, не надо торопиться об-
винять в этом опрашиваемых, следует искать собственные недоработки. В
цепи "респондент - исследователь" слабым звеном чаще оказывается послед-
ний.
Обратная связь
Не только социологу с респондентом, но и последнему необходима
связь с исследователем.
В разговорной речи обратная связь обычно осуществляется посредст-
вом визуального наблюдения за собеседником и постоянным анализом рече-
вого потока. Как пишет А.А. Бадалаев, обратная связь есть "необходимое ус-
ловие взаимодействия людей, отвечающего сформированным у человека
представлениям о нормальном течении этого процесса и о достижении в
ходе его желаемых целей"¹.
Вступая в контакт, человек внимательно наблюдает реакцию собесед-
ника, постоянно регулирует свои действия в соответствии с поставленными
целями. Обратная связь не только необходима, она всегда присутствует и
является неотъемлемым элементом любого активного диалога. Отсутствие
обратной связи ведет к постепенному затуханию общения. Так, в исследова-
ниях Г. Мейла при прерывании обратной связи появляются ряд новых и
специфических явлений в поведении человека.
1. Утрачивается нормальная интонация, появляются необычные для
голоса говорящего особенности (дрожание, прерывистость, неуверенность и
др.).
2. Речь убыстряется.
3. Появляется "агрессивность и виноватый" смех.
4. Спонтанное проявление глубоких личностных особенностей.
5. Изменяется манера поведения.
Читатель может увидеть, что произойдет, если вдруг вы перестанете
каким-либо образом реагировать на речь собеседника. Через несколько ми-
нут своей речи собеседник остановится и в обязательном порядке задаст во-
прос в той или иной форме, а правильно ли его понимают, почему нет реак-
ции на его слова и пр. И обычно это выражается в негативной, даже агрес-
сивной интонации.
                                                                
1
Бадалаев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. - М., 1982. - С. 13.
Hosted by uCoz