Navigation bar
  Print document Start Previous page
 133 of 203 
Next page End  

                                                                    Аверьянов Л.Я.
                                            Социология: искусство задавать вопросы.
133
В равной степени потребность в обратной связи касается и анкетного
проса, особенность которого заключается в том, что респондент всегда нахо-
дится в положении человека без обратной связи и тем самым лишен воз-
можности по реакции исследователя контролировать свое поведение, в дан-
ном случае ответы. В результате у респондента в ходе работы над анкетой
появляется неуверенность в себе, в правильности поиска и в нахождении
ответа. Он начинает проявлять большую осторожность в ответах, у него ча-
ще возникают неопределенные ситуации, острое желание спросить, прове-
рить, проконтролировать себя, правильность своей работы, т.е. появляется
острая потребность в обратной связи.
Насколько сильно это желание показывает практика социологическо-
го исследования и эксперименты. Так, например, большинство респонден-
тов обращаются к анкетерам с вопросами при заполнении анкеты. Анализ
показывает, что в этих вопросах, как правило, выражается потребность рес-
пондентов в контроле со стороны анкетера за своими действиями и пра-
вильно ли он делает. Правильно ли отмечает в анкете выбранные ответы.
Так ли обводит кружком выбранный ответ, правильно ли отвечает на тот
или иной вопрос.
Особенно это видно во время коллективного заполнения анкет, т.е.
когда в одной комнате собраны несколько респондентов и каждый заполняет
свою анкету. Как бы анкетер ни предупреждал их не советоваться, они все-
гда это делают, обращаются друг к другу с вопросами, за помощью по сути
дела опять же только за тем, чтобы утвердиться в правильности своих дейст-
вий, т.е. удовлетворяют потребность в обратной связи.
Такая же картина наблюдается и при эксперименте. В ряде исследо-
ваний был задан вопрос: "При заполнении анкеты Вы к кому-нибудь обра-
щались с вопросами по поводу правильности ответа на отдельные вопросы
и пр.?" 
Были получены следующие ответы:
К анкетеру......................................................     90%
К товарищу по работе....................................   72%
К тому, кто также заполнял анкету.............. 56%
К бригадиру, начальнику...........................……..   6%
К родственникам, знакомым пр.
(для тех, кто  брал анкету домой).................. 100%
Разницы в качестве заполнения анкеты и их содержании между теми,
кто советовался, и теми, кто не советовался ни с кем, практически не было.
Исследователь при инструктаже анкетеров призывает их не вмеши-
ваться в работу респондентов, не подсказывать им, как надо отвечать на тот
или иной вопрос (кроме технической стороны дела), предлагает оставить
респондента один на один с анкетой и тем самым исключить влияние анке-
тера и сохранить девственную чистоту процесса заполнения анкеты. Однако,
учитывая вышеизложенное, такой подход, по всей видимоссти, не совсем
правильный. При всем том, что анкетер безусловно не должен оказывать
влияния на содержание ответа респондентов, нельзя строго изолировать их
Hosted by uCoz