Navigation bar
  Print document Start Previous page
 141 of 203 
Next page End  

                                                                    Аверьянов Л.Я.
                                            Социология: искусство задавать вопросы.
141
удовлетворен своей работой, обязательно уволятся, как не все увольняющие-
ся бывают полностью не удовлетворены своей работой. И все это отражает-
ся в одном и том же социологическом тесте или анкете, с одними и теми же
показателями, причем единственное различие - это разные ключи к каждой
снимаемой социальной характеристике.
Недостатком социологического теста является то, что он не объясняет,
чем обусловлено то или иное социальное явление, например, удовлетворен-
ность или неудовлетворенность браком, что повлияло на изменение соци-
альной установки человека, в какой взаимосвязи находятся изучаемые явле-
ния. Тест только констатирует положение, дает моментальный срез состоя-
ния. Но большего и нельзя требовать от социологических тестов. Каждый
метод исследования имеет свое поле применения и границы использования,
за пределами которых его достоинства превращаются в недостатки. Как го-
ворится, каждый метод хорош своими недостатками.
В отличие от социологических тестов социологическая анкета позво-
ляет показать явления в их динамике, выявить факторы, влияющие на них,
определить основные тенденции их развития. Так, анкета не только снимает
информацию об ориентации на увольнение, но и определяет факторы,
влияющие на эту установку, т.е. строит динамическую модель взаимосвязей
факторов по отношению к ориентации на увольнение изучаемой группы
респондентов.
Анкета без вопросов. Мы уже говорили, что любой или почти любой
вопрос раскрывается альтернативами, что ответ на тот или иной вопрос
можно найти в контексте альтернатив за исключением открытых вопросов.
Вы спрашиваете у товарища, которого не видели длительное время,
"Как дела?" или "Как поживаешь?". Ответ будет таким же неопределенным,
как и вопрос "Ничего". Почему? Потому что отвечающий не знает контекста
Вашего вопроса, не знает, в каком аспекте ему отвечать. Это может быть и
вопрос о здоровье, и об отношениях в семье или на службе, и о работе и еще
десятки вариантов возможных вопросов. И если Вы желаете узнать, что Вас
действительно интересует, то задаете дополнительные и уточняющие вопро-
сы. Так же и в анкетных вопросах: "Как Вы занимаетесь в процессе учебы?"
Можно ответить: "Занимаюсь дома, в библиотеке, в транспорте". Возможен и
такой вариант: "Занимаюсь в основном днем, в группе, занимаюсь один, за-
нимаюсь с другом". Может быть и так: "Занимаюсь хорошо, средне, плохо".
Или же: "Занимаюсь систематически, время от времени, только во время сес-
сии".
Вопросительное слово "как" подразумевает множество аспектов, и
нужный аспект устанавливается альтернативами вопроса. Получается, что
респондент отвечает фактически не на вопрос анкеты, а на его альтернати-
вы. Тогда, может быть, вовсе отказаться от формулирования вопроса, оста-
вив только альтернативы?
Например таким образом:
"Я обычно занимаюсь в процессе учебы систематически".
"Я, как правило, занимаюсь время от времени, не постоянно".
Hosted by uCoz