Navigation bar
  Print document Start Previous page
 147 of 203 
Next page End  

                                                                    Аверьянов Л.Я.
                                            Социология: искусство задавать вопросы.
147
делен ответом на предыдущий. Как говорится, сказал "а", говори и "б". Логи-
ческая система вопросов может спонтанно предопределить и логическую
систему ответов респондентов.
В одном из исследований по изучению информированности населе-
ния в анкете была сформулирована серия вопросов, касающихся использова-
ния средств массовой информации: что и как часто читают, смотрят и какие
телевизионные передачи, слушают ли радио, читают ли газеты, и пр. Затем,
сразу после этой серии вопросов следовал вопрос: "Откуда в основном Вы
узнаете о последних событиях у нас в стране и за рубежом?" Варианты отве-
та: из официальных источников - радио, газеты, телевидение; из бесед с
друзьями, знакомыми.
В результате опроса было получено, что примерно 70% респондентов
узнают о последних событиях у нас в стране и за рубежом из специальных
источников и 30% - из бесед с друзьями и знакомыми. И хотя первая цифра
оказалась ниже, чем мы предполагали, тем не менее в принципе она не про-
тиворечила нашим логическим рассуждениям и гипотезе исследования, со-
гласно которой официальные каналы являются основным источником ин-
формированности населения о событиях у нас в стране и за рубежом. Однако
второе исследование по этой же теме и на том же объекте, которое проводи-
лось практически сразу после первого, дало совсем другой результат. Дан-
ный вопрос был поставлен в анкете отдельно, будучи логически не связан-
ным с предыдущими вопросами. Во втором исследовании только 42% опро-
шенных ответил, что они получают информацию в основном из официаль-
ных источников. Не вдаваясь в разбор всех тонкостей и сложностей взаимо-
связи официальных и неофициальных каналов информации и их влиянии на
уровень информированности населения, подчеркнем только тот факт, что
определенная последовательность вопросов может оказать воздействие на
исследование.
Во-вторых, изучая ту или иную проблему, мы естественно, касаемся
ее различных аспектов. Например, выясняя причины разводов, социолог
анализирует различные факторы, обусловливающие этот процесс: и лично-
стные характеристики супругов, и их материальное положение, и жилищные
условия и т.д. Соединенные в одной анкете, они, естественно, создают впе-
чатление определенной хаотичности. "То вы задаете вопросы о любви, то о
зарплате, какая между ними может быть связь?" - иногда спрашивают у со-
циолога. Действительно, видимой внешней связи между этими факторами
нет, связь эта заложена в исследовательской программе. Социолог знает, за-
чем и почему он задает тот или иной вопрос, какое место он занимает в сис-
теме анализа. Для непосвященных эта связь кажется непонятной, да ее и
трудно уловить на основании анкетных вопросов.
В психологических тестах ни у кого уже не вызывают недоумения во-
просы типа "любите ли Вы красный цвет?", "гуляете ли в дождливую пого-
ду?", задания расставить точки, нарисовать несуществующее животное. Же-
лание что-либо исправить в психологическом тесте или дополнить его воз-
никает редко. Видимо поняли, что тестовые вопросы или суждения - это
Hosted by uCoz