Navigation bar
  Print document Start Previous page
 148 of 203 
Next page End  

                                                                    Аверьянов Л.Я.
                                            Социология: искусство задавать вопросы.
148
только форма выражения исследовательской программы, а ключ к ней нахо-
дится в кармане у исследователя.
В социологических исследованиях к этому еще не привыкли, посколь-
ку по форме социологические вопросы имеют тот содержательный характер,
который как бы отражает программное содержание исследования. Кажется,
что по вопросам можно сразу определить, что хочет узнать социолог.
И в самом деле, если в анкете стоит вопрос, почему работник хочет
уволиться с предприятия, то, естественно, возникает предположение, что
социолог хочет при помощи этого вопроса выяснить причины или мотивы
увольнения. На самом деле это может быть совсем не так, социолога могут
интересовать некоторые ценностные установки в профессиональной ориен-
тации тех или иных групп работников предприятия и вопрос о мотивах
увольнения может быть только одним из показателей степени ориентации в
профессиональной деятельности.
Поэтому, когда мы спрашиваем респондента, имеет ли он родствен-
ников или любимую подругу в другом городе, сколько тратит времени на до-
рогу от дома до работы или как часто болел в последний год, то это вызыва-
ет недоумение и обвинение в нелогичности. "Мы платим Вам деньги не за
то, чтобы узнать, есть ли у него родственники в другом городе или хочет ли
он жениться. Мы хотим знать, почему он хочет уволиться с завода!" - вос-
клицает в этом месте разгневанный заказчик.
Как уже говорилось, целевые программные вопросы, как правило, в
прямой постановке не встречаются в анкете. Социолог может изучать удов-
летворенность браком и ни разу прямо не задать об этом вопрос. Проблема
может изучаться серией косвенных вопросов. Ведь в жизни не всегда инте-
ресующие нас вещи выясняются, как говорится, в лоб. Обычно при первом
знакомстве стараются выяснить некоторые личностные характеристики че-
ловека, скажем, возраст, образование, семейное положение, кем и где рабо-
тает и т.д., но эти вопросы редко ставятся напрямую, разве только от боль-
шого нетерпения и любопытства. Они выясняются чаще всего косвенным
путем, как говорится, исподволь. Читатель может сам проверить, проследив
в такой беседе, как и какие вопросы задаются собеседниками. В анкете же не
всегда соблюдается это правило, а если соблюдается, то социолога нередко
обвиняют в неумении составлять анкету. Пожалуй, ни на одном из этапов
исследования не подвергается столь строгой критике работа социолога и не
предлагаются настойчивые услуги со стороны различных некомпетентных
людей, особенно тех, кто имеет право "разрешить" исследование.
Говоря о том, что респонденту совсем не обязательно знать те связи и
отношения между вопросами, которые закладываются исследователем, мы,
конечно, не хотим сказать, что мы его нарочно обманываем, что, составляя
"хитрую" анкету, специально держим его в неведении, чтобы он нечаянно не
ответил так, как мы не желаем. Респондент, безусловно, является соавтором
исследования, и мы должны всеми средствами привлечь его к совместной
работе, вызвать у него доброжелательность, интерес и желание отвечать на
вопросы. Разумеется, это возможно при соблюдении первого и важнейшего
условия, а именно - понимания им основных целей и задач исследования.
Hosted by uCoz