Navigation bar
  Print document Start Previous page
 154 of 203 
Next page End  

                                                                    Аверьянов Л.Я.
                                            Социология: искусство задавать вопросы.
154
держит небольшое количество вопросов, поскольку пробираться через часто-
кол слов к смыслу вопроса порой весьма трудно. Малословная анкета, со-
держащая большое количество коротких вопросов, сформулированных ясно
и четко, менее утомительна.
Объем анкеты. Часто спрашивают, сколько вопросов должно быть в
анкете и сколько времени для заполнения она должна занимать? Если ори-
ентироваться на среднюю по сложности анкету, то самый простой и в об-
щем-то верный ответ будет таков: в среднем 50-70 вопросов, по времени - в
пределах 30-40 минут.
Некоторые социологи увлекаются большими анкетами, содержащими
100-200 и даже больше вопросов и занимающими по времени на ответы по
два и более часов. Составитель такой анкеты не думает о респонденте и за-
ботится только о том, чтобы задать как можно больше вопросов. При этом
считается, что респондент все выдержит. Наивно предполагать, что опраши-
ваемые обязательно должны ответить на все вопросы - в этой наивности
сказывается методическая неопытность исследователя.
Практика показывает, что большие анкеты, занимающие по времени
более 40 минут, утомляют респондентов, снижается результативность опро-
са: понижается активность опрашиваемых, их заинтересованность в работе,
и в конечном итоге мы получаем некачественно заполненную анкету. Опыт
показывает четкую зависимость между количеством вопросов в анкете и
числом отказов. Любой социолог может это проверить, подсчитав, насколь-
ко возрастает количество не ответивших в зависимости от числа вопросов. В
среднем такое снижение идет в пределах 3-15%.
Но было бы неправильно чрезмерно строго регламентировать объем
анкеты, т.е. количество вопросов и время ее заполнения. Хотя и существуют
разумные пределы и границы объема анкеты, но в каждом конкретном слу-
чае ее объем обусловливается прежде всего содержательными моментами
исследования и рядом субъективных и объективных факторов.
Во-первых, весьма существенную роль играет психологический фак-
тор. Так, в зависимости от того, насколько заинтересовала респондента анке-
та, может меняться ее объем. Самая большая анке6та может легко заполнять-
ся и субъективно занимать немного времени, если она будет интересна. И
наоборот, анкета может быть и небольшой по объему, но если она плохо со-
ставлена, раздражает респондента, то отвечать на нее будет настоящей му-
кой.
Можно проверить анкету (это необходимо делать при пилотажном
(пробном) опросе), спрашивая респондентов после заполнения, сколько вре-
мени потребовалось для ответов на вопросы. Если субъективное время ока-
жется ниже среднего фактического времени, требуемого для заполнения, и
если анкета респондентам понравилась, то можно считать, что вопрос с объ-
емом анкеты решен правильно. Если субъективное время окажется больше
фактического среднего, значит необходимо ее переделывать. Дело заключа-
ется в том, насколько респондент увлечен анкетой, предлагаемым ему заоч-
ным разговором. Об этом можно судить хотя бы потому, что от иного неин-
Hosted by uCoz