Navigation bar
  Print document Start Previous page
 155 of 203 
Next page End  

                                                                    Аверьянов Л.Я.
                                            Социология: искусство задавать вопросы.
155
тересного собеседника хочется сбежать через десять минут, а с другим можно
разговаривать часами. Поэтому необходимо помнить о психологическом
восприятии всей анкеты в целом и каждого вопроса в отдельности.
Во-вторых, различные группы опрашиваемых, в зависимости от об-
разования, культурного уровня, имеют различные навыки работы с печат-
ными материалами. В зависимости от этих особенностей меняется и вос-
приятие анкеты, и время, затраченное на ее заполнение. Более образованные
люди, естественно, быстрее схватывают сущность того или иного вопроса,
и, соответственно, у них уходит меньше времени на заполнение анкеты.
Респонденты, имеющие низкий уровень культуры и образования, труднее
воспринимают предлагаемый для анализа текст, соответственно, им требу-
ется больше времени для заполнения анкеты.
Если обратиться к рабочим низкой квалификации с вопросами, пред-
назначенными для ИТР, то существует большая вероятность, что Вы не по-
лучите качественного заполнения анкеты из-за чрезмерной их сложности.
Нередко при разработке анкеты и вопросов социолог исходит из своего по-
нимания и восприятия вопросов, но поскольку социолог обычно имеет дос-
таточно высокий уровень культуры и образования, часто более высокий, чем
опрашиваемый, формулированные им вопросы могут оказаться слишком
сложными для респондентов. При составлении анкеты и разработке вопро-
сов необходимо точно знать, на кого она рассчитана, кто выступает объектом
исследования.
В-третьих, объем анкеты зависит от сложности представленных в
ней вопросов. Психологические тесты содержат нередко несколько десятков
вопросов, но они легко воспринимаются испытуемыми, поскольку вопросы,
как правило, довольно просты и отвечать на них по типу "да", "нет" не пред-
ставляет большого труда. В социологических анкетах довольно часто ставят-
ся сложные вопросы с различной системой ответов, например, табличные
или комбинированные по форме, довольно сложные по содержанию, моти-
вационные, требующие умственного напряжения, памяти, оценивания. По-
этому, если исследовательские задачи требуют сложных для понимания и
заполнения вопросов, то следует делать небольшую по объему анкету.
Надо сказать, что из любой, даже самой маленькой анкеты можно
снять довольно большой объем информации, которая по качеству может
удовлетворить самого требовательного исследователя и заказчика. Разумеет-
ся при этом необходимо уметь оперировать материалом, т.е. материал пер-
вичной социологической информации (ответы респондентов) уметь пред-
ставить в некоторой системе отношений и взаимосвязей. Например, бюлле-
тени по временной нетрудоспособности могут дать такой же объем инфор-
мации, как и средняя по объему анкета. Неопытный социолог, стремясь по-
лучить нужную информацию, нередко придерживается в своих рассуждени-
ях уровня одномерных связей по типу "вопрос-ответ". Это заставляет его
прибегать при решении той или иной исследовательской задачи к разработке
большого количества вопросов. Чтобы решить при таком подходе все иссле-
довательские задачи, в самом деле требуется довольно много вопросов. Но
это количество можно существенно сократить, если использовать двухмер-
Hosted by uCoz