Navigation bar
  Print document Start Previous page
 156 of 203 
Next page End  

                                                                    Аверьянов Л.Я.
                                            Социология: искусство задавать вопросы.
156
ные и трехмерные связи (соответственно применяя и другую систему рассу-
ждения, а именно рассуждения, касающиеся взаимосвязи явлений).
Так, изучая влияние на успеваемость в школе и в ВУЗе, фактора вклю-
чения среднего балла аттестата зрелости в проходной балл при поступлении
в институт, можно разработать большую серию вопросов по успеваемости в
школе, ориентации на высшее образование, успеваемости в институте отно-
сительно различных групп опрашиваемых. Чтобы ответить на программный
вопрос, потребовалось бы задать большую серию анкетных вопросов. Но
можно обойтись и небольшим количеством вопросов, которые дают функ-
циональные или линейные зависимости между успеваемостью в школе и
успеваемостью в ВУЗе, системой оценивая и формой подготовки и др. Вве-
дение некоторых добавочных, чаще всего контрольных вопросов, позволяет
достаточно четко выявить, что оценочная успеваемость в школе не оказыва-
ет существенного влияния на успеваемость в ВУЗе. Скажем, школьные меда-
листы и отличники не всегда в институте учатся лучше других, даже бывших
троечников. Выше успеваемость в ВУЗе бывает у тех, кто в школе учился на
"хорошо" и "отлично". Введение третьего фактора, а именно - формы подго-
товки в школе к занятиям, позволяет сделать вывод, что на успеваемость в
институте большее влияние оказывают систематичность занятий по мень-
шей мере в последние два года обучения в школе. Таким образом, используя
небольшое количество вопросов, можно решить поставленную задачу.
Объем анкеты, как мы видим, зависит от ряда факторов, но необходи-
мо также учитывать, какие факторы в зависимости от конкретной исследова-
тельской задачи оказываются главными для определения объема анкеты. Ес-
ли социолог не обладает достаточным исследовательским опытом, на пер-
вых порах ему не следует увлекаться большими анкетами (обычно происхо-
дит обратное), а строить небольшую по количеству вопросов анкету, и по
мере накопления опыта переходя к более сложным. Впрочем, именно с опы-
том приходит понимание целесообразности работы с небольшими анкетами
и несложными для респондента вопросами.
"Скажите, пожалуйста, а это займет не очень много времени?" - спра-
шивают респонденты. Каждый из нас бережет свое время, в том числе и
обеденное, когда чаще всего и проводится опрос. И если мы просим респон-
дента помочь нам, то должны сделать все возможное, чтобы эта работа не
была тягостной.
Структура анкеты
Уметь войти в беседу. Как уже говорилось, собранные вместе слу-
чайным образом вопросы еще не представляют собой анкеты в научном
смысле. Только расположенные в определенном порядке они могут решить
те задачи, которые поставлены.
Обычно говоря о структуре анкеты, о порядке расположения вопро-
сов, исходят из принципа психологического восприятия респондентом анке-
ты. Безусловно, в этом есть большой смысл, и является одним из важнейших
условий построения методики.
Hosted by uCoz