Navigation bar
  Print document Start Previous page
 16 of 203 
Next page End  

                                                                    Аверьянов Л.Я.
                                            Социология: искусство задавать вопросы.
16
Но все же какое-то представление имелось, которое и позволило мне
сформулировать некоторые основные и довольно общие причины. Ну, на-
пример, люди покупают автомобиль, чтобы потратить деньги, чтобы занять
свое свободное время, чтобы подработать, ради престижа и т.д. Но эти при-
чины были известны на уровне здравого смысла и нашим заказчикам. В
лучшем случае их можно было бы подтвердить специальным опросом и точ-
ным количественным распределением мнений выборочной совокупности
респондентов, что нередко и делают социологи. Безусловно такое исследо-
вание тоже имеет определенную ценность.
Но поскольку проблема продажи автомобиля остается трудно решае-
мой, то заказчика прежде всего интересовали особенности формирования
общественного мнения по поводу приобретения автомобиля в весьма спе-
цифических условиях. И в самом деле, при страшной дороговизне автомоби-
ля, крайне плохих дорогах и пр., и пр., тем не менее наблюдается устойчи-
вый рост потребности иметь собственный автомобиль (но не его покупки).
Данный феномен свидетельствует о каких-то глубинных процессах в разви-
тии социального бытия, которые нашли отражение в общественном созна-
нии. Автомобиль превращается в потребность наряду с хлебом насущным.
Естественно, требовался новый подход к разработке темы и формиро-
ванию совершенно нового представления, нового концептуального знания о
причинах покупки автомобиля. Без такого знания ни о каком выходе на ис-
следование не могло быть и речи.
Итак, процесс подготовки программы социологического исследова-
ния данного или в принципе любого другого содержит в себе по крайней
мере два этапа. Социолог, как и каждый из нас, в силу включенности в неко-
торый контекст общения, может иметь некоторое и наиболее общее пред-
ставление о предмете исследования, что позволяет сформулировать предва-
рительные и общие вопросы по теме исследования. На стадии подготовки
программы конкретного исследования проявляется именно это, общее пред-
ставление. Довольно часто социологи, как я уже говорил, с этого начинают,
но этим и заканчивают свою работу, что, как правило, оказывается весьма
недостаточно. Но в любом случае составление общего представления явля-
ется первым и необходимым этапом любого исследования.
Однако надо сказать, что подтверждение общего представления как
истинного является необходимым и единственным условием, которое по-
зволяет идти дальше, углублять и расширять наше концептуальное знание.
Но это знание является не поверхностным, как это принято говорить, а наи-
более общим и в силу этого с его помощью нельзя решать какие-либо част-
ные задачи. Для решения последних необходимо трансформировать концеп-
туальное знание: перевести его из общего в частное и конкретное, довести
его до акта свершения действия. Так, если я покупаю галстук, то для выра-
ботки концепции, какой галстук мне необходим, я в обязательном порядке
исхожу из общей концепции костюма, а в свою очередь эта концепция осно-
вана на общей концепции одежды, принятой в данной социальной группе и
обществе в целом.
Hosted by uCoz