Navigation bar
  Print document Start Previous page
 160 of 203 
Next page End  

                                                                    Аверьянов Л.Я.
                                            Социология: искусство задавать вопросы.
160
один центральный вопрос¹ или центральный тематический раздел, содер-
жащий несколько вопросов, а все остальные вопросы выступают как вспо-
могательные (в широком смысле) и работающие строго на центральный во-
прос.
Моноцентрическая структура анкеты используется, как правило, в том
случае, когда требуется углубленное, детальное изучение какого-либо одного
фактора, явления, процесса. Так, в исследовании проблемы повышения ус-
певаемости студентов ВУЗа центральным был вопрос об их успеваемости.
Все остальные вопросы, касавшиеся удовлетворенности бытовыми условия-
ми, организации учебного процесса, производственной практики, спорта и
т.д., были по существу вспомогательными.
Анализ ответов респондентов позволил выяснить, как изменяется ус-
певаемость студентов в зависимости от различных факторов (системы фак-
торов). При этом может быть использована различная система анализа как
простая (двойные связи), так и более сложная. В конечном итоге это позво-
ляет предложить ряд мероприятий для практического управления процес-
сом. В частности, в одном исследовании, посвященном проблеме повыше-
ния успеваемости студентов,  основными факторами, оказывающими влия-
ние на успеваемость студентов, явились умение студентов учиться, система-
тичность обучения и определенная социально-профессиональная направ-
ленность студентов, в частности, ориентированность только на получение
специальности и т.д.
Моноцентрическая структура основной части анкеты имеет особен-
ности расположения вопросов. Так, центральный вопрос, как правило, рас-
полагается в середине анкеты, когда респондент вошел и в курс дела, и в
ритм работы, но еще не устал. Остальные вопросы концентрируются вокруг
центрального, в зависимости от их содержания и смысловых взаимосвязей
или специфики их восприятия опрашиваемыми.
3. Полицентричность. Третий принцип построения основной части
анкеты - это полицентричность, когда формируется не один, а несколько
центральных вопросов или блоков вопросов. Так, в описательном исследо-
вании, например, при определении уровня политической активности насе-
ления малого города в программе исследования выделялись несколько жиз-
ненно важных определяющих факторов: участие в демонстрациях и митин-
гах, участие в выборах, чтение политических статей и просмотр соответст-
вующих телепередач, участие в деятельности какой-либо партии или обще-
ственного движения и пр. Каждый из этих факторов в методике выражается
одним или рядом вопросов, представляющих собой особый тематический
раздел в анкете, но имеющий содержательное значение только в совокупно-
сти с другими вопросами.
При анализе социологического материала каждый из этих блоков во-
просов или отдельных вопросов в зависимости от принципа построения те-
матических разделов становится поочередно центральным вопросом, когда
все остальные вопросы или блоки вопросов работают только на этот вопрос.
                                                                
1
Но это не программный вопрос. Понятие программного вопроса намного шире, чем поня-
тие центрального вопроса, хотя они могут совпадать по тематической направленности.
Hosted by uCoz