Navigation bar
  Print document Start Previous page
 163 of 203 
Next page End  

                                                                    Аверьянов Л.Я.
                                            Социология: искусство задавать вопросы.
163
нейшем ходе опроса, о порядке ответов на последующие вопросы или блок
вопросов и т.д.
Расположение вспомогательных вопросов на стыках (наиболее слабое
место в структуре анкеты) блоков, тематических разделов является удобным,
поскольку не нарушает тематической целостности как отдельных разделов,
так и анкеты в целом. Кроме того, вспомогательные вопросы служат хоро-
шим переходом между разделами, обеспечивая целостность блоков и един-
ство анкеты.
Учет психологического восприятия анкеты требует соблюдения еще
одного условия - расположения вопросов в анкете по мере их сложности. По
степени включенности респондента в работу вначале ему предлагаются пре-
имущественно сложные вопросы, а по мере приближения к концу их слож-
ность снижается, вопросы становятся более простыми и обязательно мало-
словными, т.е. к концу анкеты количество слов на страницу постепенно
уменьшается. Если в начале работы, пока респондент не устал, он может их
воспринимать достаточно внимательно (сложные по конструкции, содержа-
нию и по количеству слов вопросы), то по мере утомления сложные и мно-
гословные вопросы он воспринимает с трудом. Этот психологический мо-
мент тоже необходимо учитывать при построении вопросов и анкеты в це-
лом.
Нарушение правил структурного построения анкеты ведет к сниже-
нию эффективности работы методики. Принципы структурного построения,
указанные здесь, и другие определяют стратегию методики, т.е. структурные
комбинации оказываются тесно связанными со структурой исследования. Но
если в методических построениях других наук, например психологии, прин-
цип структурности методик исследования является одним из важнейших в
различных экспериментах, то в социологии, в частности в построении анке-
ты, этот принцип остается не только на втором плане, но о нем даже не счи-
тают нужным упомянуть. В методической литературе, как правило, при опи-
сании структуры анкеты ограничиваются только двумя моментами - указани-
ем принципа психологической воспринимаемости анкеты и того, что в ос-
новной части методики должны содержаться самые сложные вопросы.
Структура анкеты на деле намного сложнее. В зависимости от задач и ос-
новных целей исследования структура анкеты требует различных подходов и
различного содержания.
Последний вопрос. В драматургии анкеты необходимо уметь не только
войти в беседу с респондентом, но и выйти из нее, т.е. правильно закончить
работу. Мы выстраиваем целую серию контактных вопросов только с одной
целью - заинтересовать респондента, вовлечь его в работу. Но не менее важ-
но и правильно ее закончить, предусмотреть, какое впечатление останется у
респондента после ответа на последний вопрос.
Конечно, можно забыть о респондентах, которых мы больше не уви-
дим. Некоторые безответственные социологи так и делают. Но это грубый
подход, который говорит о невоспитанности и невежливости исследователя.
Ведь в обыденной беседе, даже случайной, мы никогда не прерываем ее сра-
Hosted by uCoz