Navigation bar
  Print document Start Previous page
 165 of 203 
Next page End  

                                                                    Аверьянов Л.Я.
                                            Социология: искусство задавать вопросы.
165
Одно дело, когда кодировщик листает все страницы анкеты и выбирает от-
веты на открытые вопросы, разбросанные по всей анкете в разных местах, и
совсем другое дело, когда все они собраны в одном месте и в конце анкеты.
Открываешь последнюю страницу, и все ответы на открытые вопросы, как
говорится, налицо. Выборочный хронометраж работы кодировщиков пока-
зал, что во втором случае трудоемкость снижается в два-три раза, а общее
время обработки открытых вопросов сокращается до 30%. И, что самое важ-
ное, в этом случае кодировщики допускают меньше пропусков ответов рес-
пондентов на открытый вопрос, меньше ошибок при выписывании ответов
и их кодировке. Так, в одном из исследований открытые вопросы были рас-
положены в середине анкеты. Это делалось для логического завершения се-
рии вопросов, направленных на изучение исследуемого явления. В этом
случае количество пропусков кодировки ответов респондентов был в 2-3
раза выше, чем во втором исследовании, когда тот же самый открытый во-
прос располагался в конце анкеты. Пропуски в кодировке ответов всегда бы-
вают. Так, при кодировке профессии респондентов количество не ответов,
т.е. их пропуск кодировщиками, составляет от 3 до 7%.
Конечно, расположение открытых вопросов в конце анкеты имеет
свои недостатки, о которых уже говорилось, но из двух зол приходится вы-
бирать меньшее. При малых массивах открытые вопросы можно располагать
в середине анкеты, если в этом есть особая необходимость, при больших -
лучше ставить их в конце анкеты, если это не обусловлено строгими методи-
ческими требованиями содержательного характера.
Блок заключительных вопросов содержит в себе, как правило, сле-
дующие части:
1. Паспортичка, вопросы о личностных характеристиках респонден-
тов: пол, возраст, образование, профессия, стаж работы и другие характери-
стики, необходимые для данного исследования.
2. Открытый вопрос (один или несколько), например: "Что бы Вы
сделали в первую очередь для укрепления своей семьи?"
3. Открытый вопрос методического характера, скажем, такого типа:
"Если у Вас есть замечания и предложения по анкете, ее отдельным вопро-
сам или в целом по исследованию, то напишите их, пожалуйста, здесь".
4. Закрытый вопрос методического характера о том, как понравилась
анкета респонденту, сколько времени, по его мнению, она заняла для запол-
нения и фактическое время (отмечает анкетер).
5. Заключительный вопрос. Последний вопрос имеет большое функ-
циональное значение. Сколь бы ни был длителен разговор, последняя фраза,
как правило, запоминается. Помните, как в фильме "Семнадцать мгновений
весны" Штирлиц говорит, что необходимо уметь не только войти в разговор,
но и выйти из него, и что последняя фраза остается в памяти". Так и в анкете
последний вопрос, как последняя фраза, должен остаться в памяти. Он дол-
жен быть интересен респонденту, может быть, остроумным, но обязательно
находиться в русле той темы, которая была основной в вопроснике.
Например, в исследовании о материальных потребностях служащих в
конце анкеты был поставлен такой вопрос (фрагмент анкеты): "Наша анкета
Hosted by uCoz