Navigation bar
  Print document Start Previous page
 166 of 203 
Next page End  

                                                                    Аверьянов Л.Я.
                                            Социология: искусство задавать вопросы.
166
закончена. Большое спасибо за работу, которую Вы проделали, за Ваши отве-
ты на наши многочисленные вопросы. Вы нам очень помогли. В конце мы
хотим задать Вам еще один, последний, вопрос. Представьте себе, что Вы
выиграли по лотерейному билету автомашину "Жигули" последней марки.
Скажите, пожалуйста, стали бы Вы брать машину на счастливый билет или
получили бы деньги?"
И уж, конечно, нельзя ставить в заключение анкеты вопросы о сти-
хийных бедствиях, болезнях, кражах и других невзгодах, которые могут слу-
читься или случались с респондентом. Это сразу оставляет неприятное впе-
чатление и вызывает негативную реакцию. В конце одной из анкет был та-
кой вопрос (фрагмент анкеты): "В жизни могут произойти различные сти-
хийные бедствия и поэтому необходимо всегда помнить номера телефонов
специальных служб. Представьте себе, что ночью у Вас в доме (квартире)
случился пожар. Знаете ли Вы номер пожарной службы?"
В жизни безусловно всякое может произойти, в том числе и пожар в
квартире, и номера телефонов специальных служб надо, конечно, помнить,
но все-таки описание этой ситуации и такой вопрос - не самая лучшая кон-
цовка анкеты.
Последний вопрос, кроме всего прочего, это и перекидной мостик к
будущим исследованиям. Мы должны думать не только о сегодняшнем дне,
но и заботиться о завтрашнем. Кто знает, может быть, нам самим или друго-
му исследователю придется вновь прийти на этот объект и работать с теми
же респондентами. И бывает очень обидно, когда приходишь на предпри-
ятие, а респонденты отказываются заполнять анкеты: "Были тут до Вас, тоже
анкеты давали, надоели уже". И приходится уговаривать, упрашивать. По-
нятно, что этот негативизм - след предшествующих исследователей, которые
оставили плохое впечатление. Конечно, дело здесь не только в последнем
вопросе. Видимо респонденты не приняли все исследование, не поняли его
нужности. И если мы хотим успешно работать, необходимо заботиться о том,
чтобы после каждого нашего исследования у людей оставалось уважение к
исследованиям и желание помогать социологам в их научной работе.
Заключительный этап анкеты, в том числе и последний вопрос, явля-
ется логическим завершением в драматургии анкеты, как заключительный
аккорд в симфонии опроса.
Несколько слов об отношении к анкете
Анонимность анкеты. Как-то в одном исследовании респондент ка-
тегорически отказывался заполнять анкету только потому, что на анкете был
проставлен номер анкетера: "Вы всегда по этому номеру можете найти мою
анкету и проверить мои ответы", - говорил он. Сколько мы ни убеждали его,
сколько ни доказывали, что на интересуют ответы респондентов только в
совокупности, а никак не в отдельности, что все они будут обрабатываться
на ЭВМ, мы не смогли убедить его в принципе анонимности анкеты.
Данные личностного характера, сведения о человеке, исходя из самых
благих пожеланий, научных задач и целей мы можем получить только с раз-
решения опрашиваемых. И, как правило, они не возражают. Не так много у
Hosted by uCoz