Navigation bar
  Print document Start Previous page
 169 of 203 
Next page End  

                                                                    Аверьянов Л.Я.
                                            Социология: искусство задавать вопросы.
169
нению недостатков. Анкета представляется формой доведения до вышестоя-
щих организаций критических замечаний и своей неудовлетворенности. В
связи с этим бывают и устные заявления и просьбы: "Вы им там скажите в
министерстве...".
Если анкетный опрос хорошо подготовлен, если до сведения рабочих.
служащих, инженерно-технических работников доведены основные цели и
задачи исследований, если местные газеты, радио сообщили о назначении
социологических исследований, если работающие поняли, на что направле-
но проводимое исследование, то анкетный опрос сам вызывает такой подъ-
ем общественной активности и желания помочь исследователям, которого
трудно добиться самыми изощренными методическими приемами.
При правильной организации исследования создается благоприятная
общественная ситуация, когда каждый респондент не только охотно и с удо-
вольствием отвечает на вопросы анкеты, но видит в этом свой долг и один
из возможных способов улучшения работы своего предприятия. Когда скла-
дывается такое общественное мнение, возникает благоприятная обстановка,
исследование проходит четко и организованно. Они видят, что их работой,
жизнью, их мнение интересуются и сами становятся активными помощни-
ками и сторонниками социологов. Как-то об одном таком хорошо организо-
ванном исследовании директор предприятия с большой теплотой и искрен-
ностью сказал: "Не знаю, какие Вы получите научные данные, но уже сам по
себе опрос дал неплохой практический результат. В этом месяце мы хорошо
поработали". Они хорошо поработали, вероятно, не только из-за опроса, но,
возможно, помог и опрос, судя по тому воодушевлению, с каким он прохо-
дил.
О заинтересованности в проводимом исследовании говорит и тот
факт, что респонденты, как правило, просят сообщить им об его результатах.
Не всегда, конечно, получается после исследования собрать всех респонден-
тов и отчитаться перед ними, но стремиться к этому надо. Респонденты
должны знать, какие мероприятия намечаются после социологического ис-
следования. Конечно, не всегда от социолога зависит их практическая реа-
лизация. И, тем не менее, стремиться к этому необходимо, поскольку рес-
пондентов интересует не само по себе социологическое исследование, а его
практические результаты. Особенно это касается практических социологов,
которые работают постоянно на одном и том же предприятии или организа-
ции и которые имеют дело с одними и теми же респондентами.
Социолог должен знать силу общественного мнения и силу массового
опроса как генератора общественного мнения и резонанс, который получает
даже самое маленькое социологическое обследование. Необходимо помнить
об этом, тогда легче будет работать, иметь в лице респондентов союзников и
активных помощников в исследовании.
Hosted by uCoz